7 легендарных советских брендов, которые на самом деле западные

Оказывается, «Запорожец» и электронная игра «Ну, погоди!» только притворялись русскими!

Электронная игра «Ну, погоди!»

Эта дорогущая игра (стоила 25 рублей) появилась в 1984 году и была пределом мечтаний советского школьника. Суть игры состояла в том, что по четырем лоткам катились яйца, а волк из мультфильма «Ну, погоди!» должен был ловить их в корзину, причем темп игры все увеличивался.

По-научному игра называлась «Электроника ИМ-02» («ИМ» означала «игра микропроцессорная») и была неофициальной копией японской Nintendo EG-26 Egg, созданной в 1981 году. Даже часы в игре «Ну, погоди!» работали по 12-часовому циклу, используемому в Японии.

Волк со шляпой из японской игры был заменен волком с корзиной из мультфильма «Ну погоди!», а петух, выглядывающий из домика, — зайцем.

Интересный факт: при том, что весь дизайн игры скопировали почти «дословно», основные детали «внутренностей» были разработаны советскими учеными, например процессор и жидкокристаллический экран. Значит, в СССР уже в те времена имелись подобные технологии. Удивительно, почему, в отличие от Запада, у нас они не получили развития.

Ракета Р-1

Первая советская баллистическая ракета, созданная в 1948 году, была точной копией немецкой «Фау-2», которыми нацисты бомбардировали Лондон и другие британские города. На первых советских экземплярах была скопирована даже «шахматная» расцветка немецкой ракеты.

Немецкие заводы, производившие «Фау-2», оказались в американской зоне оккупации, поэтому все ракеты, документация и большинство ученых во главе с создателем ракеты Вернером фон Брауном достались нашим заокеанским союзникам. Но кое-что перепало и Советскому Союзу: всего на СССР работало около 5 тысяч специалистов.

Главным конструктором Р-1 был знаменитый ученый Сергей Королев, которого возвратили из ГУЛАГа, дав ему звание подполковника. Проблема была в том, что прототип — «Фау-2» — уже к концу войны морально устарел, при том что так и не был доведен до ума: не отличался точностью, около 20% ракет взрывались в воздухе, не достигнув цели. У советских копий (Р-1) была другая проблема: в большинстве случаев ракеты не взлетали, отказывала автоматика. Совместными усилиями советских и немецких ученых неполадки были устранены, и доработанные до ума Р-1 даже превзошли немецкий оригинал.

Фотоаппарат «ФЭД»

«ФЭД» начал выпускаться в 1933 году и стал одним из первых советских малоформатных фотоаппаратов. Первые камеры собирали вручную бывшие беспризорники в мастерских харьковской детской трудовой коммуны НКВД им. Ф. Э. Дзержинского, которой руководил легендарный педагог Антон Макаренко. Название «ФЭД» — инициалы Дзержинского.

Эти фотоаппараты были точной копией знаменитых немецких камер Leica 1925 года выпуска. От своего немецкого прототипа «ФЭД» унаследовал неприхотливость и надежность, благодаря чему он часто использовался военными фотокорреспондентами. Получается, что во время Великой Отечественной войны по обе стороны фронта советские и немецкие фотокоры использовали идентичные камеры, только под разными названиями.

Многоразовый космический корабль «Буран»

«Буран» задумывался не просто как альтернатива американскому «Шаттлу», а как точная его копия — на этом настаивал тогдашний министр обороны СССР Устинов. У советских конструкторов имелись чертежи американского космического корабля: советская разведка добыла их еще в 1975 году.

Но все оказалось не так-то просто. Советская промышленность не имела мощностей для полного копирования «Шаттла», и нашим ученым пришлось искать уникальные решения. Например, отечественные двигатели оказались больше и тяжелее американских, уступая при этом в мощности. Пришлось вместо трех двигателей, как у «Шаттла», устанавливать четыре. Не удалось в СССР создать и такие же, как у американцев, мощные твердотопливные ракеты. Единственной возможностью для советских разработчиков было использование в качестве ускорителей жидкотопливных ракет.

Американские «Шаттлы» были рассчитаны на 100 полетов. Советские «Бураны» формально были рассчитаны на десять пусков. Но фактически до этого дело не дошло: первый и последний успешный полет состоялся в 1988 году.

Интересно, что «Бураны» появились как противовес «Шаттлам» в результате неправильной интерпретации назначения американского корабля. Советское руководство посчитало, что американцы разработали орбитальный бомбардировщик, вооруженный ракетами «космос — земля».

Огромные размеры «Шаттла» и его высокая грузоподъемность намекали, что корабль будет использоваться для похищения советских спутников и даже военных космических станций. Поэтому изначально «Буран» задумывался как своего рода космический истребитель-бомбардировщик. На самом деле США еще в 1960-х годах отказались от идеи космического бомбардировщика в связи с успешным развитием атомного подводного флота и баллистических ракет наземного базирования.

Автомобиль «Победа»

В 1946 году была собрана первая «Победа». За основу был взят немецкий автомобиль Opel Kapitan 1938 года выпуска, благо трофейных машин в СССР в те времена было в изобилии. Впрочем, помимо «Опеля» в создании «Победы» поучаствовала сборная солянка прототипов, причем как трофейных, так и ленд-лизовских. Так, двигатель был взят американский, фирмы «Додж», ставившийся на танки.

Многие конструктивные решения были позаимствованы у автомобилей Chevrolet, которые ГАЗ собирал в годы войны.По поводу названия автомобиля есть исторический анекдот. Сначала машину хотели назвать «Родина», на что Сталин сказал: «И почем будете Родину продавать?» Решено было переименовать автомобиль в «Победу».

Стратегический бомбардировщик Ту-4

Этот самолет, состоявший на вооружении ВВС СССР с 1949-го по начало 1960-х годов, является копией американского бомбардировщика В-29 «Суперкрепость» (1942). Во время Второй мировой войны несколько подбитых японцами американских бомбардировщиков В-29 сели на советской территории.

Согласно советско-японскому пакту о ненападении, бомбардировщики и их экипажи были интернированы в СССР. Машины разобрали по винтику, каждый отдельный агрегат обрабатывала своя бригада специалистов. Деталь взвешивали, обмеряли, описывали, фотографировали и даже подвергали спектральному анализу для определения использованного материала.

В результате появился Ту-4. Конструкция, оборудование — все вплоть до интерьера кабин было скопировано с американского образца, зачем-то даже повторили подставку для недоступной в СССР кока-колы. Правда, основываясь на опыте прошедшей войны, советские разработчики внесли ряд улучшений: пулеметы заменили пушками, поставили улучшенные двигатели и радиостанции. Кроме того, на Ту-4 была установлена первая в мире система дистанционного управления.

Автомобиль «Запорожец»

В 1969 году был выпущен первый «Запорожец», прозванный «ушастым» за воздухозаборники по бортам. Тем временем внешность автомобиля почти дословно повторяла западногерманский Prinz 4 образца 1961 года.

Немецкий прототип пользовался успехом не из-за продвинутых технологий, а благодаря дешевизне и простоте конструкции. На «Запорожце» полностью воспроизвели все технические особенности «Принца». Единственным отличием советской машины стали «уши», благодаря которым машина была так узнаваема на советских улицах. «Запорожец» был ненадежен, но крайне живуч: он мог ехать даже с сильными техническими неполадками. Слава у «ушастого» была незавидной, именно про него говорили: «Двадцать минут позора — и ты на работе». Производили эти «двадцать минут позора» вплоть до 1994 года.

Материалы по теме

Комментарии

9
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Полная ерунда и ахинея. Победа не копия Опеля, от Опеля взято было только подвеска и рулевое управление. Победа полностью советская разработка. Двигатель у победы был разработан на основе двигателя Газ-11 который был ЛИЦЕНЗИОННОЙ копией двигателя Додж, причем тут вообще танки? Автор Вы хоть историю завода ГАЗ почитайте, прежде чем такую ахинею писать. Запорожец вообще ничего общего не имеет с немецким Принз 4. Заз разрабатывался одновременно с Принз 4, как конструкторы ЗАЗ могли содрать у немцев ?
  • Электроника да. Р1 да, ФЭД да. Но "Победа" Мало того что внешнего сходства практически нет, так ещё и конструктив разный. Кстати первые наброски победы относились как раз к 38 году. https://yandex.ru/images/search?text=Opel%20Kapitan%201938&img_url=https%3A%2F%2Fa.d-cd.net%2Ffe50d88s-960.jpg&pos=0&rpt=simage&lr=20156 Буран даже внешне отличается от шаттла, а по поводу мощных двигателей, достаточно вспомнить ЧЬИ двигатели сейчас используют американцы, и на ЧЁМ летают на МКС. "Запорожец" Ходовые прототипы 966-го были готовы уже в 1961 году и дизайн делался с оглядкой на Chevrolet Corvair. Но недостатки уё@@ща под названием Prinz 4 тоже учли. Например двигатель по умолчанию поставили более мощный.
  • Про ракеты автор явно некомпетентен... Р1 была упрощеной версией ФАУ2 и по этой причине полетела первой на орбиту, ФАУ2 на орбиту не летала. Буран только внешне похож на Спейсшаттл. Буран выводился на орбиту первой и по сей день единственной ракетой носителем Энергия, летающей на водороде. Водород это самое экологичное ракетное топливо. Буран первым в мире совершил полёт в космос и обратно в автоматическом режиме.
  • То самое удручающее впечатление от статьи,когда гуманитарий пытается писать об особенностях техники... За ракеты не скажу,не знаю... Но,товарищи дорогие,двигатель "Победы" никто и никогда не ставил ни на какие танки!Как вы себе представляете двигатель в 50 л.с. на танке?! "Запорожец" начал выпускаться ну,никак не в 1969 году.Первая модель "ЗАЗ-965" сошла с конвейера в 1960-ом.И напоминал он более всего "Фиат-Тополино",если уж обращаться к зарубежным аналогам. Ведь можно было элементарно погуглить...
  • Читал что АК тоже не на 100% наша заслуга... это доработанный (опять же немецкими военнопленными) STG 44 и ГАЗ-А ничто иное как FORD- Model A и подобных примеров туча
  • Мдя ни кто и не скрывал, "С Лейкой и блокнотом, а то и с пулемётом" песенка военных коресспондентов, немецкая оптика с лого Карл Цейс и сейчас впереди планеты всей , ЗаЗ 962 или поздняя модель 968М под маркой Ялта экспортировали финнам и шведам, а вот о немецком прототипе этого не слышно было, а первым самолетом копией стал Ли 2 скопированный и переведенный с имперской в метрическую систему с Дугласа ДС-3, помимо Ну погоди игры еще куча была Биатлон, На дне, Веселый повар, походу аффтар забыл добавить что сии игры собирали не проффи а школьники с Зеленогорска или Зеленограда( в общем на школьном заводе в мои годы были и такие ), про космос Фау и Брауна, и шатлов ну верх ценизма, ни кто и не скрывал что немцы первые запускали ракеты но... Циолковский был первым кто ваще заговорил о космосе, и где теперь те амеры и немцы, которые полет на Луну и посадку на неё же повторить не могут, у немчуры ваще ща ни какой космопрограммы нет,) Вброс не засчитан, все это я еще во времена перестройки узнал в 86 году, а о Ли-2 и того раньше, а о фотоаппаратах близнецах Лейки и ФЭД из произведений Аркадия Гайдара, открыли секрет Полишинеля епта))) З.Ы. а амеры ни чего у СССР не крали... и не перенимали ? аффтар забыл добавить о ФИАТе 111 и польском ФИАТе который потом стал легендарной копейкой)))
  • Шахматная раскраска ракет, вроде как, для технических целей используется - чтобы рассчитывать параметры старта и начала полёта на отснятых видеозаписях.
  • На что Сталину сказал: «И почем будете Родину продавать?» Поправьте опечатку
  • И опять какой то противный след на душе остался. Всё, что умеют русские - это воровать? На "запоре" автор не ездил - это факт. Зато с Устиновым был знаком лично, судя по статье. На чьих двигателях гениальные пиндосы в космос летают? В общем то, статья правдивая, только осадок гаденький.