История одной фотографии: Маргарет Кин доказывает авторство своих картин, 1970 год

Ее бывший муж, присвоивший себе авторство, даже не пришел.

Эта поразительная история достойна того, чтобы по ней сняли фильм… Погоди, так есть же фильм! «Большие глаза», снятый в 2014 году не кем-нибудь, а Тимом Бёртоном. Главную роль художницы Маргарет Кин исполнила Эми Адамс, а в роли вероломного супруга снялся лучший исполнитель вероломных ролей — Кристоф Вольц.

Впрочем, отвлечемся от кино. Реальная история Маргарет Кин началась в ее родном городе Нашвилле, Теннесси в 1920-е годы. В двухлетнем возрасте Маргарет перенесла операцию на ухе, после которой временно лишилась слуха. Именно тогда девочка начала обращать внимание на глаза людей, с которыми говорила, стараясь разглядеть их истинные интонации и чувства.

В 10 лет Маргарет продала свою первую картину, на которой были изображены две девочки — плачущая и улыбающаяся. Следующие несколько лет Маргарет специализировалась на украшении местной церкви: прихожане без конца умилялись ее ангелам с большими глазами и пушистыми крыльями.

Маргарет проучилась год в художественной школе в Нью-Йорке и даже недолго подрабатывала дизайнером детских колыбелей, перед тем как полностью сосредоточиться на портретной живописи. Но настоящий перелом в карьере Маргарет произошел в 1955 году, когда она вышла замуж за риелтора Уолтера Кина.

К этому моменту у Маргарет за плечами были очаровательная дочь, неудачный брак и несложившаяся художественная карьера. Уолтер, который также развелся с супругой, чтобы жениться на Маргарет, разделял ее пристрастие к живописи. Молодожены взяли кисти в руки и стали работать бок о бок…

Сложно сказать, в какой именно момент живопись Маргарет стала живописью Уолтера. Но, когда нарисованные дети, девушки и животные с нарочито большими глазами стали художественной сенсацией, как-то само собой подразумевалось, что под подписью «Кин» в углу полотна подразумевается именно Уолтер, а не Маргарет.

Кины и «их» картины

Надо отдать должное Уолтеру (да, это сарказм), он делал все, что поддерживать подобную иллюзию. Запрещал Маргарет общаться с журналистами, представлял ее как свою «ассистентку» и щедро раздавал интервью, называя картины своими.

Пик популярности полотен Кинов пришелся на начало 1960-х. И это при том, что с художественной точки зрения картины относятся к нелестному стилю китч. То есть нечто безвкусное, массовое и примитивное. Собственно, термин произошел от немецкого слова kitsch — халтура. Хотя сам Энди Уорхолл говорил: «Это должно быть хорошо. Иначе почему это нравится стольким людям?»

Гром грянул в 1970 году, уже после развода Маргарет и Уолтера. Художница заявила в интервью, что все картины она написала сама, без какой-либо помощи прославленного мужа. Во время судебного разбирательства судья попросил и Маргарет, и Уолтера нарисовать по картине в фирменном стиле Кинов прямо в зале суда.

Маргарет справилась с задачей за 54 минуты. Уолтер рисовать отказался, сославшись на больное плечо.

Приятно, как ни крути, почитывать иногда истории, в которых справедливость торжествует. Маргарет выиграла суд и вернула себе авторские права. Суд также обязал Уолтера выплатить бывшей жене 4 миллиона компенсации, но позже денежное решение было аннулировано. Впрочем, это не расстроило Маргарет: главным для нее стало признание авторства.

Миссис Кин переехала на Гавайи, вышла замуж в третий раз и продолжала писать картины. Сейчас ей 92 года. Уолтер, скончавшийся в 2000 году, не написал после разоблачения ни одной картины.

Теперь, собственно, к истории одной фотографии. Она сделана в Сан-Франциско в 1970 году, еще до судебного разбирательства. Журналист газеты San Francisco Examiner организовал очную битву на кистях между бывшими супругами прямо на площади Юнион-сквер. Уолтер вообще не явился (чай не суд), а Маргарет на глазах восхищенной толпы написала очередную картину с большими глазами.

Фото: Getty Images

Комментарии

3
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Хорошая история :)
  • Ужасные картины