Фото №1 - Ослепляющий камуфляж: окраска британских кораблей во время Первой мировой войны
Военный транспортный корабль «Олимпик» с солдатами, возвращающимися с войны, в гавани Галифакса, 1919. Артур Лизмер. Национальный музей, Ливерпуль
Фото
WikiCommons

Спрятать от посторонних глаз корабль в открытом море куда сложнее, чем, к примеру, замаскировать среди деревьев танк. Хотя попытки предпринимались еще в XIX веке. Во времена Крымской войны судна Балтийского флота красили в серо-голубые цвета, а в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов несколько наших кораблей были окрашены в цвета морской волны.

Во время Первой мировой войны скорость кораблей увеличилась, а методы прицеливания совершенствовались, так что корабельный камуфляж приобрел большую популярность.

Особенно озадачилась вопросом корабельного камуфляжа Великобритания. Немецкие подлодки беспощадно топили британские торговые суда в Атлантике, так что британский флот как никогда нуждался в защите.

Идеи выдвигались самые разнообразные. Например, замаскировать корабли под китов, замаскировать корабли под облака, замаскировать корабли под зеленые островки.

Член парламента и по совместительству зоолог сэр Джон Грэм Керр понимал, что скрыть корабли невозможно. Однако он пришел к мысли, что раз уж корабли нельзя сделать невидимыми, значит, их окраска должна сбивать с толку причудливыми формами и резкими контрастами цветов, чтобы «ослепить» врага.

Фото №2 - Ослепляющий камуфляж: окраска британских кораблей во время Первой мировой войны

Он выдвинул идею так называемого ослепляющего, или деформирующего макияжа». Считается, что зоолог вдохновился окраской зебры. Хотя Пикассо утверждал, что ослепляющий камуфляж основан на модном в те годы кубизме.

Камуфляж состоял из контрастных линий, которые создавали иллюзорные плоскости, углы и прочие формы, искажая тем самым очертания корабля. С расстояния было сложно понять, одно это судно или два, как далеко оно находится, куда движется и на какой скорости.

Фото №3 - Ослепляющий камуфляж: окраска британских кораблей во время Первой мировой войны

Для наводчика подводной лодки, оснащенной дорогой тихоходной торпедой, траектория движения корабля крайне важна. На прицеливание у наводчика было не больше минуты, и, будучи не в состоянии определить, куда движется корабль, он лишался возможности правильно направить торпеду.

Противоречивые идеи Керра не поддержали военные министры, однако позже их воплотил в жизнь лейтенант Королевского флота, художник и иллюстратор Норман Уилкинсон. А Керр отказался от патента, фактически подарив признание и вознаграждение за изобретение в 2000 фунтов стерлингов Уилкинсону, заявив: «Я не претендую на то, что изобрел контрастную окраску. Ее придумала конечно же природа».

Как бы там ни было, более 4000 британских торговых судов были окрашены ослепляющий камуфляж. Вдобавок с августа 1917 года его применили к 400 военно-морским кораблям.

Об эффективности камуфляжа сохранилось свидетельство капитана британской подводной лодки:

«Только когда судно оказалось в пределах полумили, я смог разглядеть, что это был один корабль, а не несколько. Из-за темных полос корма выглядела как нос, а широкая полоса зеленой краски на корпусе казалась клочком воды. Погода была ясная, видимость хорошая. Это был лучший камуфляж, который я когда-либо видел». 

Эффективность ослепляющего камуфляжа была не доказана во время Первой мировой войны, но тем не менее он был принят как в Великобритании, так и в Северной Америке. В 1918 году Адмиралтейство проанализировало потери судов, но не смогло сделать конкретных выводов. И вот почему.

Окрашенные корабли подвергались атакам в 1,47% плаваний по сравнению с 1,12% для незакамуфлированных судов, что говорит о том, что они были более заметны в море. Но ведь задачей камуфляжа и не было спрятать корабль.

Предположительно из кораблей, пораженных торпедами, затонули 43% закамуфлированных кораблей по сравнению с 54% незакамуфлированных. И 41% закамуфлированных кораблей поразили торпедой по сравнению с 52% незакамуфлированных. Это значит, что командирам подводных лодок действительно было труднее решить, куда направляется корабль и куда прицелиться. Вдобавок среди окрашенных кораблей было больше крупных, чем среди неокрашенных, так что, сколько на самом деле жизней спас камуфляж, мы так и не узнаем.

Фото: Getty Images