Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Меры безопасности, которые убили больше людей, чем если бы их вовсе не было

Правила безопасности, которые пора пересмотреть.

22 июня 20217

Мы были объективны и непредвзяты, как ведущий программы «Что? Где? Когда?». Перед тобой — только факты и статистика.

Футбольный шлем

Любой, кто играл в американский футбол, подтвердит: футбол в шлемах и футбол без шлемов — два разных вида спорта. Шлем меняет всё.

До 1920 года игроки использовали шлемы из мягкой кожи, формой напоминавшие шапки-ушанки. В эпоху кожаных кепок в американском футболе, по данным издания Sporting News, в среднем в год погибало 30 игроков.

Меры безопасности, которые убили больше людей, чем если бы их вовсе не было | maximonline.ru

В 1939 году чикагская компания Riddell Company запустила производство пластиковых шлемов, справедливо посчитав, что пластик защитит головы футболистов куда надежнее мягкой кожи.

Решение мудрое и гуманное. Только вот с 1949 года, после того как шлемы стали обязательной футбольной амуницией, статистика черепно-мозговых травм стала выглядеть более зловеще. По данным eurosport.ru, около 40% игроков завершили карьеру с травмами головы (в этом, кстати, кроется причина того, почему популярность спорта безнадежно падает). Sportico.com утверждает, что 2020 год побил все рекорды по травмам: за год 800 футболистов получили серьезное увечье во время игры.

В чем причина? Почему игрок в защитном шлеме уязвимее собрата в кожаной шапке? Это явление называется компенсацией риска, или гомеостазом риска. Люди любят рисковать, и, если у человека есть средство защиты, он будет подвергать себя большему риску, чем обычно. Антропологи списывают эту особенность на механизмы эволюции. Страсть к достижениям, по их мнению, начинается отсюда.

«Когда у игрока есть защищенная часть тела, он будет рефлекторно подставлять ее под удар», — объяснил в интервью Sporting News американский психотерапевт, доктор Эрик Шварц.

Шлем на голове игрок воспринимает как знак, что может со всей молодецкой дури врезаться в соперника и ничего ему за это не будет. Так шлем из защитного средства превратился в серьезную опасность. Снижение умственных способностей, головокружения, нарушение координации и речи у молодого, полного сил мужчины, ранняя смертность среди игроков из-за повторяющихся ударов по голове — драма пострашнее старческой амнезии.

О том, какому риску подвергают себя американские футболисты, гораздо убедительнее, чем этот чахлый абзац, рассказывает фильм «Защитник» с Уиллом Смитом. Перед просмотром рекомендуем прочесть вот эту статью: Знакомься, это американский футбол.


Антиблокировочная тормозная система

Еще один пример того, в какие нехорошие дебри может завести чувство безопасности.

Министерство транспорта Германии в 1981 году поставило эксперимент. В мюнхенском парке такси 50 автомобилей оснастили новейшей антиблокировочной тормозной системой. В течение трех лет за таксистами велась неусыпная слежка: к ним подсылали пассажиров под прикрытием и фиксировали скорость при помощи датчиков. Оказалось, что водители «безопасных» автомобилей вели себя хуже некуда: создавали конфликты на дорогах, лихачили, резко тормозили и вообще вовсю провоцировали аварии.

Результат немецких исследователей совпадает с данными, полученными в США. С 1923 по 1996 год в американских автомобилях появились средства пассивной безопасности: ремни, подушки и стекла повышенной прочности. При этом статистика смертности в ДТП не изменилась: из 100 000 человек погибали 23, как и в предыдущие годы. Оказалось, что аварии на дорогах усугубились из-за безрассудного вождения. Уж очень велик соблазн проскочить на красный свет для человека, уверенного в своей безопасности.


Сигаретные фильтры

1940-е. Табачное производство в Америке цветет пышным цветом. Голливудские герои вроде Хамфри Богарта курят едва ли не в каждой сцене.

В этой табачной оргии раздаются встревоженные голоса медиков: если дымить, как персонажи Богарта, можно не застать цветное телевидение. В ответ табачные магнаты пытаются убедить мир, что сигареты с фильтром безопасны. А производитель небезызвестной тебе марки Kent Lorillard Tobacco выпускает в 1952 году гигантскую партию сигарет из опасного вида асбеста — крокидолита.

За четыре года было продано и выкурено 11 миллиардов сигарет. Какой урон это нанесло здоровью людей, суди сам: из 33 сотрудников, которые работали на заводе Lorillard Tobacco, 18 умерли от болезней, связанных с асбестом.


Ужесточение правил выдачи и хранения оружия

В вопросах контроля над оружием мнения уже много лет звучат самые разные. Одни считают, что гражданскому населению нельзя доверять ничего опаснее рогатки, а другие тычут пальцем в статистику: в странах, где оружие доступно населению, люди реже друг друга убивают.

Данные ООН показывают, что в Бразилии, где оборот гражданского оружия ограничен, на 100 тысяч жителей приходится 25 убийств и лишь 8 стволов на 100 человек. А теперь та же статистика в США: 120 пушек на 100 человек и 4-5 убийств на 100 тысяч гражданских. При этом в районах, где легальный доступ к оружию затруднен, процент законопослушных жертв преступлений сильно выше. В Норвегии, Швеции, Австрии, Финляндии на каждые 100 жителей — примерно 30 стволов и 2-3 убийства на 100 тысяч. человек.

Что касается России, то тут от источника к источнику цифры пляшут так, что составить целостную картину очень сложно. Пока она выглядит обнадеживающе: на 100 россиян приходится, по разным данным, от 9 до 12 пушек, а смертность на 2018 год составляла 3 случая на 100 тысяч человек, пишет интернет-издание «N + 1».

В статье использованы материалы: Wikipedia, Lenta.ru, Fontanka, nplus1.ru.

Фото: Getty Images

Комментарии7
под именем
  • Заголовок "Сигаретные фильтры", но речь не о всех фильтрах, а о конкретном, давно не применяемом материале. Что за желтуха, алё.
  • Про АБС чушь. Всё опять свелось к идее "более опасная среда увеличивает осторожность". Но одно дело в 1981-м посадить таксиста в машину с какой-то новой технологией (естественно он начнёт лихачить) и другое дело сейчас, когда АБС не является чем-то экспериментальным или особенным. Сделать вывод, что АБС "убил больше людей, чем если бы его не было", невозможно даже по вашим данным, где статистика ничуть не ухудшилась. На смертность влияет огромное количество факторов, в том числе средние скорости, количество машин, состояние дорог, а вы взяли и каким-то волшебным образом извлекли из этого вред АБС... Ну и к слову, я тут нашёл статистику по США с 1990 по 2019 - она стабильно падает: с 26,7 на 100 тысяч, до 15,8. Давайте расскажите, как меры безопасности не влияют на смертность.
  • Даже по новостям у нас выходит гораздо больше 20 человек за год.
  • Что за бред? В Японии нет оружия и убийств мало. В США на Аляске полно оружия и убийств полно. Дело вообще не в оружии, а в первую очередь в экономике.
  • Вы бы проверяли опечатки - 120 пушек на 100 человек - мало как-то))
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения