Для чего нужен авианосец? Он дает ряд преимуществ во время атаки: подплываешь к берегам противника и обстреливаешь их своей авиацией, оставаясь на безопасном расстоянии от береговой обороны. Странам без агрессивных планов в отношении чужих территорий он нужен для оборонительных целей.

Строительство авианосца требует огромных средств. Даже эксплуатация, включая топливо и зарплату экипажа, обходится в миллионы условных единиц в день. Во всем мире только десять стран смогли позволить себе такую роскошь. Каких именно стран — читай ниже вместе с другими интересными фактами об авианосцах.

Фото №1 - 5 массивных фактов об авианосцах
«Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», Россия

Авианосцы США, России и других стран

По состоянию на август 2021 года в мире существует всего 45 авианосцев, которые принадлежат 14 странам.

Американские ВМС имеют 11 авианосцев на вооружении (по американскому закону их не может быть меньше). Это 10 авианосцев «Нимиц» и суперавианосец «Джеральд Р. Форд». На борту «Форда» помещается 80 истребителей — больше, чем есть в боевом арсенале Кубы, Дании или Боливии.

На данный момент «Форд» — лучший авианосец в мире. Водоизмещение — около 100 тысяч тонн. Длина — 337 метров, ширина — 38. Постройка каждого обошлась налогоплательщикам в 13 миллиардов долларов: 5 миллиардов долларов на исследования и 8 миллиардов долларов на строительство.

Великобритания и Китай имеют по два авианосца. Франция и Индия — по одному авианосцу вместимостью от 30 до 60 истребителей. Италия управляет двумя легкими авианосцами, а Испания — одним.

Вертолетоносцы использует Япония (их 4, два из которых переоборудованы под истребители), Франция (3), Австралия (2), Египет (2), Южная Корея (2), Таиланд (1), Бразилия (1) и Китай (1).

В составе российского ВМФ сейчас один авианосец — тяжелый крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Длина палубы — 306 метров, ширина — 75 метров, водоизмещение — 60 тысяч тонн. Это корабль, рассчитанный на базирование и обслуживание 28 самолетов и 24 вертолетов. Уникален тем, что имеет ракетное вооружение — 12 установок тяжелых ракет «Гранит». Этот нюанс дает ему особый статус — авианесущего крейсера — и позволяет единственному в мире выходить в Черное море. Ни один «чистый» авианосец, согласно конвенции Монтрё, не может пройти через Босфор или Дарданеллы. Проще говоря, это юридическая хитрость, которой ловко воспользовались наши военные.

Так как срок службы авианосцев около 50 лет, к 2030 году «Кузнецов» устареет морально и физически, а на его смену должен прийти новый, современный авианосец. И хотя Россия заявляет, что способна построить такую боевую единицу, на деле это очень сложно и дорого. В прошлом году общественности был представлен проект нового российского авианосца. Вот здесь мы разбираем по частям главный российский авианосец «Ламантин».

Бразилия пыталась продать авианосец на eBay

Если ты подыскиваешь недорогой авианосец для личных нужд, имей в виду, что на аукционах встречаются выгодные предложения.

В 2019 году Бразилия продала с аукциона авианосец Sao Paulo. Она приобрела его у Франции десятью годами ранее за 12 миллионов долларов.

Это был самый старый авианосец в мире, построенный еще в 1963 году и переживший несколько аварий, взрыв и пожар. Его купила у бразильцев турецкая компания за 1,25 миллиона долларов и пустила на металлолом.

Есть интересная история, будто в 2003 году Бразилия попыталась продать еще один старейший авианосец, Minas Gerais, через интернет-магазин eBay. В действительности дело было так. Незадолго до Рождества судно выставил на продажу пользователь, который заявил, что он судовой маклер, представляющий владельца. И покупатели нашлись: торги достигли 5 миллионов долларов США. Однако их пришлось прервать из-за правил, запрещающих продажу военной техники и боеприпасов на eBay. Имели ли власти Бразилии отношение к торгам, неизвестно. Зато известно, что позже судно отбуксировали на крупнейшее в мире кладбище кораблей в город Аланг.

Атомные авианосцы заправляются каждые 25 лет

Фото №2 - 5 массивных фактов об авианосцах
«Джеральд Р. Форд», США

Современный атомный авианосец — это настоящий непотопляемый город. Всего в мире создано четыре типа таких авианосцев. Особенно преуспели в этом американцы: они создали первый атомный авианосец «Энтерпрайз», затем «Нимиц» и «Форд».

Электроэнергией, вырабатываемой на «Форде», можно запросто снабдить Ханты-Мансийск. Судно оснащено двумя ядерными реакторами общей мощностью 600 мегаватт. Это позволяет авианосцу очень долго находиться в море, даже не причаливая для дозаправки. Теоретически «Форд» может блуждать по миру 20-25 лет. Это, естественно, не избавляет экипаж от необходимости заходить в порты за едой и питьем. Зато из-за того, что топливо не занимает много места (по сравнению с неатомными аналогами), на таких суднах помещается на 30% больше боеприпасов.

«Хабаккук» — авианосец из льда и древесных опилок

Во время Второй мировой войны британские ученые искали способ создать недорогое надежное судно для транспортировки авиации. И решение нашел инженер Джеффри Пайк. Он предложил построить авианосец длиной 610 метров и шириной 92 метра из пайкерита — смеси 86% льда и 14% древесных опилок.

Пайкерит — прочный, устойчивый к размораживанию и атакам бомбами и торпедами материал, который можно было обрабатывать, как дерево, и отливать в формы, как металл. В условиях нехватки металла в стране стали Черчилль идею горячо поддержал (тем более что он сам давно присматривался к айсбергам).

Однако, пока корабль строили, оказалось, что он обойдется властям дороже любого другого: чтобы судно не провисало, потребовалась бы дорогая холодильная установка и сложная система воздухоотводов, а на опилки и вовсе пришлось бы пустить все леса Канады. В конце концов от идеи отказались. «Хабаккук» еще целый год дрейфовал у берегов Великобритании, как плавучий остров, пока окончательно не растаял.

Тони Скотт потратил 25 000 долларов за разворот авианосца на съемках «Лучшего стрелка»

Фото №3 - 5 массивных фактов об авианосцах

Кинокомпания Paramount Pictures выложила кругленькую сумму за съемки «Лучшего стрелка» с Томом Крузом в главной роли. Одна из самых значительных затрат была связана с авианосцем «Энтерпрайз».

Режиссер фильма Тони Скотт добился согласия американского ВМФ на съемки на авианосце с эскадрильей истребителей. В фильме была сцена, которую, по мнению Скотта, надо было снять с другим освещением. Это означало, что авианосец нужно повернуть. Вся съемка заняла пять минут, и Тони Скотт лично выписал чек на 25 тысяч долларов, чтобы покрыть расходы на смену позиции авианосца.