Фото №1 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Неоднозначная репутация не помешала Ил-2 стать одним из символов победы в Великой Отечественной войне. Да и машина, чего уж там, была интересная. 

Испанский след

Идея создания Ил-2 пришла авиаконструктору Сергею Илюшину после изучения опыта войны в Испании 1936-го. Тогда главный конструктор ОКБ имени себя обратил внимание, что возросшая плотность зенитного огня снижает эффективность авиационных атак по наземным целям. 

Пикирующие бомбардировщики и истребители становятся уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Одна шальная пуля — и пиши пропало…

Свои мысли Илюшин изложил Сталину, предложив создать хорошо защищенный от средств ПВО самолет. Говорят, уже в первой докладной верховному Илюшин назвал свое детище «летающим танком». Сталина доводы вполне убедили, и дело пошло.

Фото №2 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Летающий броневик

Танк не танк, но защита у Ил-2 действительно была серьезная. Конструктивно фюзеляж машины состоял из двух половинок. И если задняя хвостовая часть была максимально облеченной, сделанной из фанеры и дерева, то передняя часть фюзеляжа — несущая бронекапсула. Толщина бронирования составляла 4-6 мм и более чем эффективно защищала пилота от огня с земли. 

Это не говоря уже о 12-миллиметровой бронеспинке сиденья пилота и о пуленепробиваемом стекле фонаря кабины. Пожалуй, в этом компоненте Ил-2 действительно был уникальной машиной. Подобного уровня защиты и живучести в начале 40-х не было ни у одного самолета в мире. Были случаи, когда на благополучно вернувшихся на родной аэродром штурмовиках насчитывали свыше сотни пулевых отверстий… 

Фото №3 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Так почему же «гроб»?

Беда пришла, откуда не ждали. Первые же боевые вылеты показали, что, несмотря на отличную защищенность, Ил-2 несут большие потери. Все объяснялось просто. Конструкторы изначально сконцентрировались на бронировании машины от наземного огня, не предоставив штурмовику должную защиту от истребителей.

Изначально подразумевалось, что Ил-2 будут прикрывать свои И-16 и «Яки». Увы, в реальности все получилось иначе. Большая часть советской истребительной авиации погибла в первые же дни войны, и защищать штурмовики стало некому.

Пока в КБ Илюшина срочно решали проблему — выкраивали позади пилота места для пулемета и стрелка — Ил-2 несли серьезные потери. Так что про «летающие гробы», увы, правда.

Фото №4 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Грозный соперник

Ил-2 с задним стрелком стали появляться на фронте только в 1942-м. Зато рестайлинг сразу изменил баланс сил в воздухе. Одиночные штурмовики, отставшие от эскорта, вдруг перестали быть легкой добычей для охотников люфтваффе.

Крупнокалиберный пулемет УБТ-1 в задней полусфере был грозным оружием. Теперь «мессершмитты» и «фоккеры» не могли безнаказанно расстреливать Ил-2 сзади. 

Некоторые немецкие пилоты даже сравнивали атаку штурмовика с попыткой поцеловать ежа. Ну а другие вообще ничего не могли больше рассказать. 

Именно на боевому счету стрелка Ил-2 значится один из самых известных немецких асов Второй мировой — Отто Киттель. До рокового для себя боевого вылета в феврале 1945-го у Отто было 267 заявленных побед.

Фото №5 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Разное оружие, разные тактики

Все же основной целью Ил-2 были наземные цели. И для борьбы с ними в арсенале штурмовика имелись разные средства. Автоматические пушки калибром 20 и 23 мм, грозные на бумаге, оказались не очень эффективными в реальности. Во всяком случае, против танков вермахта. Эффективно поражать из них получалось только легкие танки Pz.II и Pz.38, да и то в боковой проекции.

Гораздо больше толку было от неуправляемых ракетных снарядов (по сути, аналог снарядов «катюш») и бомб — фугасных и кумулятивных. Последние появились на «Илах» в 1943-м и быстро отучили немецких танкистов от привычки атаковать сосредоточенным строем.

Клин на танках, впрочем, не сошелся. Пилоты Ил-2 наводили страху и на пехоту, и на артиллерию и даже на военно-морские соединения немцев.

Фото №6 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Самый массовый — значит самый лучший?

Для оценки реальной боевой эффективности Ил-2 важную роль играет и тот факт, что штурмовик в итоге стал самым массовым самолетом Второй мировой. Общий тираж самолета всех версий составил 35 941 штуку. Это где-то на пять тысяч экземпляров больше результата серебряного и бронзового призеров — истребителей Як-3 и «Мессершмитт-Bf 109». Согласись, бесполезный самолет вряд ли бы смог стать самым массовым.

Фото №7 - Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2