Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2

Все, как обычно, зависит от точки зрения…

8 февраля 202121
Летающий танк или летающий гроб? 6 железных фактов о штурмовике Ил-2 | maximonline.ru

Неоднозначная репутация не помешала Ил-2 стать одним из символов победы в Великой Отечественной войне. Да и машина, чего уж там, была интересная. 

Испанский след

Идея создания Ил-2 пришла авиаконструктору Сергею Илюшину после изучения опыта войны в Испании 1936-го. Тогда главный конструктор ОКБ имени себя обратил внимание, что возросшая плотность зенитного огня снижает эффективность авиационных атак по наземным целям. 

Пикирующие бомбардировщики и истребители становятся уязвимы даже для огня из стрелкового оружия. Одна шальная пуля — и пиши пропало…

Свои мысли Илюшин изложил Сталину, предложив создать хорошо защищенный от средств ПВО самолет. Говорят, уже в первой докладной верховному Илюшин назвал свое детище «летающим танком». Сталина доводы вполне убедили, и дело пошло.

Летающий броневик

Танк не танк, но защита у Ил-2 действительно была серьезная. Конструктивно фюзеляж машины состоял из двух половинок. И если задняя хвостовая часть была максимально облеченной, сделанной из фанеры и дерева, то передняя часть фюзеляжа — несущая бронекапсула. Толщина бронирования составляла 4-6 мм и более чем эффективно защищала пилота от огня с земли. 

Это не говоря уже о 12-миллиметровой бронеспинке сиденья пилота и о пуленепробиваемом стекле фонаря кабины. Пожалуй, в этом компоненте Ил-2 действительно был уникальной машиной. Подобного уровня защиты и живучести в начале 40-х не было ни у одного самолета в мире. Были случаи, когда на благополучно вернувшихся на родной аэродром штурмовиках насчитывали свыше сотни пулевых отверстий… 

Так почему же «гроб»?

Беда пришла, откуда не ждали. Первые же боевые вылеты показали, что, несмотря на отличную защищенность, Ил-2 несут большие потери. Все объяснялось просто. Конструкторы изначально сконцентрировались на бронировании машины от наземного огня, не предоставив штурмовику должную защиту от истребителей.

Изначально подразумевалось, что Ил-2 будут прикрывать свои И-16 и «Яки». Увы, в реальности все получилось иначе. Большая часть советской истребительной авиации погибла в первые же дни войны, и защищать штурмовики стало некому.

Пока в КБ Илюшина срочно решали проблему — выкраивали позади пилота места для пулемета и стрелка — Ил-2 несли серьезные потери. Так что про «летающие гробы», увы, правда.

Грозный соперник

Ил-2 с задним стрелком стали появляться на фронте только в 1942-м. Зато рестайлинг сразу изменил баланс сил в воздухе. Одиночные штурмовики, отставшие от эскорта, вдруг перестали быть легкой добычей для охотников люфтваффе.

Крупнокалиберный пулемет УБТ-1 в задней полусфере был грозным оружием. Теперь «мессершмитты» и «фоккеры» не могли безнаказанно расстреливать Ил-2 сзади. 

Некоторые немецкие пилоты даже сравнивали атаку штурмовика с попыткой поцеловать ежа. Ну а другие вообще ничего не могли больше рассказать. 

Именно на боевому счету стрелка Ил-2 значится один из самых известных немецких асов Второй мировой — Отто Киттель. До рокового для себя боевого вылета в феврале 1945-го у Отто было 267 заявленных побед.

Разное оружие, разные тактики

Все же основной целью Ил-2 были наземные цели. И для борьбы с ними в арсенале штурмовика имелись разные средства. Автоматические пушки калибром 20 и 23 мм, грозные на бумаге, оказались не очень эффективными в реальности. Во всяком случае, против танков вермахта. Эффективно поражать из них получалось только легкие танки Pz.II и Pz.38, да и то в боковой проекции.

Гораздо больше толку было от неуправляемых ракетных снарядов (по сути, аналог снарядов «катюш») и бомб — фугасных и кумулятивных. Последние появились на «Илах» в 1943-м и быстро отучили немецких танкистов от привычки атаковать сосредоточенным строем.

Клин на танках, впрочем, не сошелся. Пилоты Ил-2 наводили страху и на пехоту, и на артиллерию и даже на военно-морские соединения немцев.

Самый массовый — значит самый лучший?

Для оценки реальной боевой эффективности Ил-2 важную роль играет и тот факт, что штурмовик в итоге стал самым массовым самолетом Второй мировой. Общий тираж самолета всех версий составил 35 941 штуку. Это где-то на пять тысяч экземпляров больше результата серебряного и бронзового призеров — истребителей Як-3 и «Мессершмитт-Bf 109». Согласись, бесполезный самолет вряд ли бы смог стать самым массовым.

Комментарии21
под именем
  • Лётчик на на штурмовике, как пехотинец во время отаки. В него нацелено всё, что может стрелять. Отсюда большие потери и слава тем,кто не смотря на смертельную опасность выполнял свой долг.
  • Не Илюшин, а Ильюшин. Автор некомпетентен совершенно, раз ошибки в написании фамилии делает.
  • Универсальных самолётов не бывает. Таких, которые, идя к цели с бомбовой нагрузкой, сами отбиваются от истребителей, а выполнив задание по цели, уничтожают истребители противника и возвращаются на базу. Теперь о том, что меня всегда удивляло в истории Ил-2 - пассивная роль военных бюрократов. "Ильюшин предложил", Ильюшин сделал, а военные молча наблюдали, что из этого получится. (Так в последствие и получилось, высокую смертность военные бюрократы отнесли на счёт Ильюшина и его самолёта. Когда их стали припирать к стенке, то они сказали, что у самолёта недостаточная скорость (!), мол, в этом вся причина. Ильюшин выкатил им Ил-10, скоростной недоштурмовик, так воевать на нём смогли только ассы, прошедшие суровую школу Ил-2, которые могли уже летать и бомбить на чём угодно... Сам лично слышал из уст ветерана: "Гроб". Ветеран всю войну пролетал на Ил-2 от завода до фронта, в боевых вылетах не участвовал, боевому применению не обучен, ясное дело, он его боялся). В результате Ильюшин сделал невозможное возможным, а военные бюрократы не сделали ничего: самолёт стал поступать в войска, которые не имели тактики его применения. Войска начали сами импровизировать ценой многих и многих потерь. Ещё малоизвестный нам самолёт оказался один-на-один с лучшей войсковой ПВО мира, это никогда нельзя забывать. Те полки, где местные аналитики и тактики оказались более изобретательными, начали по-максимуму использовать сильные стороны Ил-2 и стали добиваться успехов при минимальных потерях. Например, ГСС Василий Яковлевич Рябошапко, 299 шап изобрёл тактику "прорвёмся штыками", когда весь б/з расходовался в ходе одного единственного захода (пока не опомнилось объектовое ПВО противника). Первое время такая тактика давала плоды, пока не научились выделять специальный наряд сил для нейтрализации зенитных средств противника. Для этого требовалось увеличивать группы штурмовиков, следовательно, требовались квалифицированные ведущие, способные ими руководить. Сопровождать штурмовики тоже надо уметь и иметь подходящее для этого оружие. Методом проб и ошибок "яки" нашли свою боевую нишу, как самые лучшие провожатые - "маленькие". Какое надо иметь мужество лётчику-штурмовику оставаться на боевом курсе и ловить цель на прицел, не отвлекаясь ни на что, ровно такое же мужество и стальную выдержку надо иметь сопровождающему истребителю, чтобы отбивать и срывать атаки "мессеров", но не отрываться от своих сопровождаемых. С моей точки зрения, идеально было бы базировать их совместно, чтобы экипажи были хорошо знакомы друг с другом и лучше готовились на земле и лучше понимали бы друг друга в воздухе, но это было редкостью, чем правилом. Опытным штурмовикам с надёжным истребительным сопровождением стрелок был не нужен, как вспоминал ГСС В.Б. Емельяненко, 7 гшап, "за одноместные машины - в драку", т.к. заметно улучшались ЛТХ. Выводы. Лучшего самолёта для непосредственной поддержки войск не было. Очень проходимый самолёт, мог вылетать в такую погоду, когда вражеские истребители не могли взлететь из-за раскисших аэродромов. Лучшей тактики для него не было. Всё, что удалось придумать для Победы - вылетать большими группами в сопровождении истребителей, подавлять сначала объектовое ПВО и затем уничтожать цель. Такую тактику можно себе позволить при своём господстве в воздухе и при налаженном тыловом и истребительном обеспечении.
  • У "ИЛ-2" получилась задняя центровка. Ильюшин убрал стрелка и укоротил бронекорпус. Когда стрелка вернули, бронекорпус его не прикрывал. Поэтому потери стрелков были большие. Это исправили только в конце Войны: Защитили стрелка бронеплитами и законцовки крыла сместили назад.
  • Предпоследнее фото - скриншот из известного авиасимулятора - отражён слева-направо: воздушный фильтр должен быть на правом центроплане.
Подписываясь на рассылку вы принимаете условияпользовательского соглашения