Случившееся в российских аэропортах в злополучный уик-энд мы бы назвали термином «контролируемый хаос». В общей сложности были отменены или задержаны с вылетом более двух тысяч рейсов.
К понедельнику 7 июля ситуация пошла на поправку, очереди в аэропортах рассосались. Росавиация сообщила, что с понедельника все аэропорты работают «штатно». Однако в воздухе остался висеть вопрос: «Доколе? Долго ли будет подобное продолжаться?»
Коллапс, к счастью, миновал аэропорты Внуково, Домодедово и Жуковский; бедлам творился в Шереметьеве и Пулкове. Причиной официально названы «меры по обеспечению безопасности полетов», в переводе с канцелярского — самолеты стояли на земле из-за угрозы атаки беспилотников. При этом наложились и почти экстремальные погодные условия в Санкт-Петербурге, по которому прошлись сильнейшие ветры с угрозой локального наводнения.
Иначе говоря, россияне столкнулись с масштабным стечением неблагоприятных обстоятельств. Дров в топку хаоса подкинуло и отключение мобильной связи в местах наибольшей угрозы БПЛА. Людям не просто пришлось ночевать в аэропортах — многие остались без информации о происходящем, да и вызов такси без мобильного Интернета превращается в особо тяжкий вид развлечения.
Не сказать чтобы власти и работники транспорта всех бросили. К их чести, к пассажирам выходили представители авиакомпаний, выдавали ваучеры на питание и даже (беспрецедентный случай) экстренно организовали подцепку дополнительных вагонов к поездам-экспрессам «Сапсан», которые курсируют между двумя столицами. Свидетели рассказывают, что дополнительные места были раскуплены мгновенно и люди всеми правдами и неправдами умоляли вагоновожатых найти для них хотя бы стоячие места, что на том железнодорожном направлении не практикуется и не приветствуется.
Эксперты издания «Коммерсант» уже оценили приблизительный ущерб авиакомпаний от сбоев в расписании в 20 миллиардов рублей.
Тысячи людей ночевали где придется, большинство не осмелились покинуть терминалы и ночевать в гостиницах, так как опасались пропустить внезапное объявление посадки на рейс. А в Шереметьево устроили импровизированный концерт. Кто-то в зале ожидания достал скрипку — и понеслось! К ней присоединился баян, народ принялся подпевать, и выход 104 превратился в фестивальную площадку. Дух российского пассажира оказался не сломлен!
Повторение подобного хаоса, безусловно, никто не в силах исключить и стопроцентно предотвратить. Однако напоминаем, что ситуация 5–7 июля являлась следствием стечения нескольких обстоятельств, включая и белые ночи в Санкт-Петербурге, когда туристический трафик достигает максимума, так как народ спешит на концерты и фестивальные мероприятия.
Хотя больше всего пострадали, безусловно, не те, кто спешил отдохнуть, а кто опоздал на стыковочные рейсы. И предотвращать подобное пока что мы вынуждены самостоятельно, тщательно продумывая логистику в курортный летний сезон. Многие выкрутились, просто сдав билет на рейс из Шереметьева, и отправились в Домодедово, где ситуация с вылетами оставалась в пределах нормы.
Главное — все живы и здоровы. А теперь — подборка наиболее трепетных фотографий с мест событий.
А потом самое время глянуть, в какие заторы попадают спешащие граждане самых густонаселенных стран: История одной фотографии: царь-пробка.