Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Когда появятся новые российские самолеты?

С новыми отечественными самолетами интересная ситуация: официальные планы бодрые, а действительность совершенно иная. Рассказываем, что происходит, по каждой модели.

15 декабря 202326
Макеты пассажирских самолетов Ил-114-300, МС-21-310 и SSJ-100 на Национальной выставке гражданской авиации NAIS-2022 в Москве. 09.02.2022 | Источник: РИА Новости

Макеты пассажирских самолетов Ил-114-300, МС-21-310 и SSJ-100 на Национальной выставке гражданской авиации NAIS-2022 в Москве. 09.02.2022

Источник:

РИА Новости

О том, что стране нужно срочно возрождать авиастроение, причем в независимом от импорта формате, стало ясно еще в феврале 2022-го. Планы по импортозамещению были составлены быстро и решительно, но мы же с вами понимаем: это прогноз, составленный одними менеджерами для других. А непосредственные исполнители при виде таких предсказаний только морщатся.

Вот как выглядел тот самый прогноз 2022 года.

Источник: Журнал «Крылья Родины» / www.kr-magazine.ru
Источник:

Журнал «Крылья Родины» / www.kr-magazine.ru

А теперь о том, что происходит сейчас.

SSJ100 New: когда двигатели тормозят

Сборка самолетов SSJ-NEW для ресурсных испытаний в ЦАГИ | Источник: пресс-служба ЦАГИ

Сборка самолетов SSJ-NEW для ресурсных испытаний в ЦАГИ

Источник:

пресс-служба ЦАГИ

Как вы наверняка знаете, полностью импортозамещенный SSJ100 New пока так и не поднялся в небо. По последней информации, первые испытания самолета с отечественными двигателями ПД-8 должны пройти в декабре 2023 года, но к моменту написания этого материала до нового года остается пара недель, а конкретики по дате испытаний нет. Между тем программа испытаний с новыми моторами включает около 200 вылетов. И, видимо, все их надо будет совершить в 2024 году. Успеют ли произвести при таком раскладе 20 самолетов?

МС-21: есть шансы успеть

Источник: yakovlev.ru
Источник:

yakovlev.ru

Как мы писали в статье «Новые российские самолеты — победа или провал?», композит для крыла МС-21 изготавливали из отечественного сырья, но на итальянском оборудовании, которое должно было со дня на день попасть под санкции. Но в конце ноября появилось отечественное оборудование, разработанное ПАО «Яковлев» и ЗАО «Аэрокомпозит» в сотрудничестве с МГТУ им. Баумана и Южно-Российским государственным политехническим университетом им. Н.И. Платова. Так что ситуация остается под контролем.

Конечно, новая техника почти всегда требует приладки и доработки. И тем не менее план по выпуску шести самолетов в 2024 году выглядит реалистично: машину изначально проектировали под отечественные комплектующие. Хотя гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский и уточнил, что шесть МС-21 предприятие сможет поставить в конце 2024-го — начале 2025 года.


Ил-114-300: выпуск отложен из-за аварии

Ил-114-300 | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Ил-114-300

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Среднемагистральный самолет, призванный сменить Ан-24 на региональных линиях, задерживается на неопределенный срок. На самом деле три штуки собирались сдать еще в текущем 2023 году. Однако катастрофа военно-транспортного Ил-112В, оснащенного теми же двигателями, что и Ил-114-300, — турбовинтовыми ТВ7-117СТ, внесла коррективы. Случилась она из-за возгорания двигателя, что повлекло расследование и, надо полагать, приостановку производства моторов.


Ту-214: дорогой, прожорливый, но нужный

Ту-214 | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Ту-214

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Среднемагистральный самолет, спроектированный в конце 1980-х — начале 1990-х (первоначальная версия — Ту-214), по понятным причинам изначально был ориентирован на отечественные комплектующие. Два завода, в Ульяновске и Казани, производили по три самолета в год вплоть до 2010-го, когда производство коммерческих версий остановили. Дело в том, что самолет получался слишком дорогим и чересчур прожорливым. Однако в спецкомплектациях модель все же выпускали — в частности, для нужд спецсвязи, наблюдения и разведки, для летного отряда «Россия» (на таком временами летает президент).
Если судить по открытым данным, из запланированных в 2023 году трех бортов до конца декабря успеют собрать один. При этом на 2024 год запланировано сдать уже семь бортов. Проблема в том, что, как заявил гендиректор компании «Авиасистемы» Дмитрий Хоружик, смежникам сейчас не до комплектующих к Ту-214: все загружены военными заказами.

Кроме того, два новых корпуса на Казанском заводе, в которых разместят дополнительные мощности по выпуску Ту-214, начали строить только в ноябре 2023-го.


Ил-96-400: взлетит, но медленно

Ил-96-400 | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

Ил-96-400

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Базовая версия Ил-96-300 была разработана в СССР, а производственная база сохранилась благодаря господдержке: модель использовали в спецотряде «Россия». И с удлиненной модификацией — Ил-96-400 — проблем возникнуть не должно, тем более что первый образец быстро сделали из транспортного Ил-96-400Т. Планы производства — две штуки в год — вполне реальны, но эффект от их появления в отрасли станет ощутимым нескоро.


L-410: импортный, но наш

L-410 | Источник: Shutterstock/Fotodom.ru

L-410

Источник:
Shutterstock/Fotodom.ru

Чешский турбовинтовой региональный самолет собирали на Уральском заводе гражданской авиации с 2016 года. Его изначально собирались подвергнуть импортозамещению, заменив бортовое оборудование, шасси, а к 2020 году и двигатель. Странно? Ничуть. Чешский Aircraft Industries, выпускавший L-410, до весны 2022 года принадлежал структурам акционеров Уральской горно-металлургической компании, а потом компанию продали чешскому же холдингу Omnipol.

На базе L-410 решено создать российско-белорусскую модель самолета, которая. по официальным планам, пойдет в серию в 2027 году. Планы Минпромторга продолжать производство по 20 машин в год, как будто из Чехии так и приходят сборочные комплекты, выглядят немного комично.


ЛМС-901 «Байкал» на Амуре

ЛМС-901 «Байкал» | Источник: Пресс-служба УЗГА

ЛМС-901 «Байкал»

Источник:

Пресс-служба УЗГА

Завод для выпуска «Байкала» начинали строить в Комсомольске-на-Амуре в декабре 2023-го и планируют сдать к лету 2025 года. В принципе, сейчас идет речь о сборке 20 машин в год. Но сколько их успеют сделать с лета, при том что потребуется наладить производство?


ТВРС-44 «Ладога»

Среднемагистральный самолет «Ладога», начало выпуска которого официально запланировано в 2025 году, в лучшем случае появится в 2026-м — об этом сообщает Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). Но на такие сроки и ориентированы предварительные договоренности между производителем и авиакомпаниями. Просто цифры в программе развития отрасли, утвержденной правительством, почему-то оказались оторванными от действительности.

Макет самолёта ТВРС-44, Ладога | Источник: Merkatolog / wikipedia

Макет самолёта ТВРС-44, Ладога

Источник:

Merkatolog / wikipedia

Как бы то ни было, хочется надеяться, что отечественная авиастроительная отрасль наберет обороты, потому что импортная техника в текущей ситуации все чаще совершает вынужденные посадки в поле.

Комментарии26
под именем
  • Вы сперва сделайте.потом не врите на всю страну об своих успехах , которых нет.Что вы все время врёте? правда пусть горькая, лучше, чем ваша ложь.Делайте самолёты, они нужны стране.
  • В Куйбышеве в сссровские времена авиазавод выпускал до 7 ми ту 154. Было,было! А теперь будет,будет!
  • Проблемы авиаотрасли России нам неведомы, ибо что там происходит мы не знаем. Наши знания базируются из статей околоавиационной братии, которая сама толком ничего не знает. Действующий менеджмент авиаотрали помалкивает, потому что озвучивание планов ведёт к ответственности, а какой дурак будет это делать? А те, кто пишет, естественно, никакой ответственности не несёт по определению. И те и другие, конечно, канальи, но что делать? такова участь черни - узнавать всё в последнюю очередь, питаться так сказать объедками. Да и хай с ними, авось не подавятся, им не привыкать!
  • Неужели в 2024 ничего не изменится?
  • Я лучше на поезде...
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения