Можешь сразу выгнать, но не спросить про Лозу не могу.
Это его личное мнение, и бог с ним. Я просто не считаю себя таким большим музыкантом, как он, а, главное, в оценке моих любимых групп не руководствуюсь анализом их профессиональных навыков. В семь лет я подсел на битлов, в десять — на цеппелинов, и я не понимаю, хорошо они играют или нет. Это же все из детства, чего их обсуждать. Я помню, один мой друг сказал, что не очень любит песню «Новый поворот», но вспоминает, что прихватывал свою будущую жену за задницу на концерте, когда ее исполняли, и слушает до сих пор.
То есть любовь к тем же самым битлам не про музыку?
Про музыку тоже, но в основном это про детство.
Старость рок-н-роллу мешает? Начинаешь другую музыку играть, умудренный и успокоившийся?
Не-а, играешь так или иначе то, что и всегда.
Тогда почему мне первые альбомы моего любимого «Депеша» вставляют, а новые — уже нет. Разве это не потому, что они успокоились и стали играть другую музыку?
Это ты поменялся, они — нет. То, что играли в твоем детстве, тебе до сих пор нравится, а на новое ты уже смотришь совершенно другими глазами.
Раз уж зашла речь про Лозу, то хотел спросить в целом про право или обязанность артиста публично высказываться по любому значимому поводу. Особенно это касается политических вопросов.
Я прежде всего стараюсь не высказываться, потому что не считаю себя экспертом в геополитике. Могу поговорить с людьми, которые в материале, с ними что-то обсудить. Относительно права или обязанности... Гражданская позиция должна быть у всех, но если ты высказываешься только на основании своих ощущений, то ты полный дурак. Ну прочти ты несколько книг, пообщайся с теми, кто разбирается, тогда хоть как-то что-то можно говорить. А сегодня так вообще — что ни скажешь, половина назовет тебя сволочью, половина молодцом, и все равно никто ни в чем не разбирается.
Копну, так сказать, глубже. Гениальность дает большие права на спорные поступки? Ну то есть Пушкину можно, а обычному человеку нельзя?
А бог его знает, гений же со своей колокольни смотрит. Есть одна отличная фраза: «Нравится артист — не знакомься с ним». Среди нашего брата половина конченых мудаков.
Один вопрос про музыку еще, и перейдем к женщинам. Соцсети сегодня практически уничтожили любые барьеры между музыкантом и зрителем. Раньше что-то решали критики, промоутеры, худсоветы. А сегодня записал песню, выложил на «Ютьюб», и, если талантлив, ты завтра звезда. Но это полбеды. Ты можешь халтуру какую-то выложить в Сеть — обязательно кому-нибудь понравится. Музыка от этого деградирует?
И да, и нет. Конечно, раньше мусора было много, и сейчас тоже, но просто он весь вылез в Сеть, и искусство немного девальвировалось. Но, с другой стороны, сейчас можно, не выходя из дома, учиться у лучших музыкантов мира. Многие так и делают. Уровень музыкантов очень вырос. Раньше мы были задроченными инженерами или врачами, сначала занимались основной работой, а вечерами играли на чем придется, в итоге размывая сами себя. А сегодня хочешь заниматься музыкой — у тебя есть все.
Ты до сих занимаешься?
Я слушаю новое, что-то пробую сыграть, мне это до сих пор интересно.
Ну, тогда про женщин. Изменилось ли твое отношение к значению секса в личной жизни?
Есть отличный анекдот на эту тему. Мужик уже в таком серьезном возрасте идет по лесу и видит лягушку в короне. Она ему говорит: «Погладь меня, я тебе женой стану». А он отвечает: «Гладить не буду, но с собой возьму, в моем возрасте говорящая лягушка значительно интереснее». В общем, наверное, в любом возрасте значительно важнее, чтобы было с кем потрепаться и о чем. Если поговорить не о чем, то и постель на пару раз.
Ты в одном браке уже лет тридцать. Сегодня это даже не модно.
А я не понимаю, зачем они жен меняют каждые пять лет. Ведь каждая следующая хуже предыдущей и все равно похожа на первую: выйти из образа, который ищешь, практически невозможно. Видел я своих приятелей-многоженцев, в основном дуры дурами у них спутницы, и каждый раз те же мозги в обновленном, но том же по типажу теле. И потом, я как-то никогда не любил малолеток. Исключительно предпенсионным возрастом интересовался.
Никогда не напрягало, что женщины интересовались тобой исключительно из-за славы?
Вообще слава — это когда тебя в ЖЭКе без очереди пропускают. Если не пропускают — значит, никто тебя не знает, угомонись. А насчет женщин меня совершенно не волновало, из-за чего они мной интересовались.
Если на улице увидишь жену своего друга целующейся с кем-то, позвонишь другу?
Нет, это конченый сволочизм. Есть такое детское слово — «наябедничать». Но точно могу сказать, что причина не в том, с кем она целуется, а в моем друге, ну и, может быть, в его жене. Во всех таких ситуациях надо сначала в себя посмотреть.
Чужие телефоны когда-нибудь читал?
Нет, у каждого должно быть право на свое личное пространство, в частности на личную переписку. Не надо никуда смотреть.
А работа для женщины — это тоже необходимое личное пространство?
Женщина обязательно должна заниматься чем-то интересным, но не бизнес-проектом, который обнуляет все остальное в ее жизни. Скажем так: она должна подрабатывать. Если женщина плотно в бизнесе, рано или поздно все равно мужу это надоест. Ее же целыми днями нет! Ну придет вечером, поедят, перепихнутся — и спать. А я же говорил, нам потрепаться хочется. Поэтому деловые женщины очень часто одни. Я вот один больше двух дней жить не могу, если, конечно, не на гастролях где-то. Может, они могут.
Что в долгом браке главное?
Вовремя не мешать и вовремя помогать.
Сыну сильно мешаете жить воспитанием?
Я — точно нет. Жена у меня по первой профессии семейный психолог, но, мне кажется, тоже не сильно его досаждает. Дети вообще нужны, чтобы гулять с собакой, выносить мусор и возить пьяных родителей. В остальном дети на хрен не нужны.
С девушками его знакомитесь?
Не знакомит, зная наш цинизм. Я в свое время посмотрел на маму жены, остался очень доволен. Но он пока жениться не собирается.
А слава твоя на него на давит?
Абсолютно нет. Половина его друзей не знают вообще, кто я.
Тебе самому важно, чтобы он любил твою музыку?
Важно, чтобы не стыдился родителей. Вот это важно.
Разве это не по умолчанию?
Нет, в моей школе разные дети были. Так вот, некоторые хорошо учились только ради того, чтобы их родителей в школу не вызывали. Стеснялись. Но там полный ад был. Я их понимаю.
Сейчас в обществе есть некая иллюзия относительно советского времени как более высокодуховного и высокоморального, чем нынешнее. Дескать, люди были честнее, жены мужьям не изменяли, деньги не имели такое значение и вообще все жили хорошо.
Брехня. Ничего не изменилось. И деньги были, и разгул, и нищета тотальная у многих, и люди такие же поступки совершали. Это в фильмах все положительные были. У многих просто ностальгия по молодости, помнят только хорошее.
«Квартирник», который выходит на канале «Че», — это тоже ностальгия?
Частично. Это скорее желание поднять уровень культур-мультур и что-то противопоставить искусственным программам сегодняшнего ТВ. Конечно, я помню первые квартирники, на которые попадал совсем ребенком — просто потому, что жил на правильной улице. Тогда поэты, писатели, музыканты приходили и показывали друзьям кто что может. Вот и у меня такая же концепция. Никаких склеек или монтажа, зрители выпивают, музыканты играют, потом все вместе смотрим по телевизору, что получилось.
Только своих старых друзей зовешь играть?
Нет, бывают и молодые, если мне интересно, что они делают. Мы уже больше сорока программ сняли, друзей не хватит. Есть у меня команда, которая смотрит, что появилось интересного, так что я в теме.
Попасть-то простые смертные к вам могут зрителями?
Ну, если напрягутся, думаю, смогут. Тут мест пятьдесят есть.
Как еще борешься с возрастом, кроме ностальгических программ? Может, йога или триатлон? Сейчас это модно.
Свежий воздух и спорт вредят здоровью.
Старости боишься?
А чего ее бояться? Нужно уходить красиво и в чистоте. А там как бог даст.