
В 1996 году человек по имени Владимир Мегре написал книжку «Анастасия». Книжка содержала сведения удивительные. Она повествовала о том, как автор в Сибири научился понимать кедры и встретил в тайге девушку, которая спала на снегу зимой, на Марс телепортировалась, медведи ночевали с ней в обнимку, белочки приносили ей орешки, а томаты сами по себе посреди тайги росли и Анастасии в ладошки сыпали спелые крепкие помидоры.
Автор попытался девушку быстренько изнасиловать, но она ему показала, где раки зимуют, ментальным методом, после чего он устыдился и стал хорошим. Анастасия ему потом даже сына родила, когда автор исправился.
А все потому, что Анастасия — настоящий человек (хоть и выдуманная), практически ведический рус, она пророчица и умница, и все мы тоже можем стать такими, если отринем алчность, любовь к технике, дурные привычки, города, перестанем калечить землю плугами, а разденемся и станем скакать по лесу в полном единении с природой посреди звенящих кедров, которые суть антенны мироздания.
Не откажем себе в удовольствии процитировать кое-что из этого замечательного произведения.
«От человека, пребывающего в состоянии злобных чувств, исходит темное излучение. Темное излучение не может подниматься вверх и попадает в глубь Земли. Отразившись от недр, оно возвращается на поверхность в виде извержений вулканов, землетрясений, войн…»
«Плоды могут эффективно, сильнее, чем самые лучшие в мире рукотворные лекарства, ныне существующие и будущие, бороться и противостоять любому заболеванию человеческого организма».
«Если на тело заползет какая-нибудь букашка — не сгонять ее. Многие букашки раскупоривают на теле человека поры, прочищают их».
Написана книжка была из рук вон коряво, что и неудивительно, так как господин Мегре не писатель и даже, судя по всему, не особо и читатель, а предприниматель. Занимался организацией круизов по сибирским рекам. Но был при этом не чужд тяги к эстетизму. Даже сменил незвучную фамилию «Пузаков» на красивую фамилию жены — Мегре.
В общем, книжка как книжка, и не такие потоки сознания издают. Мало ли всякой дряни пишут люди…
Но господин Мегре попал в кассу.
Соблазнительная книга
Произведение Мегре оказалось квазирелигиозным. Оно соответствовало всем требованиям священных текстов.
■ Очень просто и очень глупо объясняло очень сложные вещи.
■ Сразу отсекало всех рациональных, скептических, думающих людей с действительно приличным образованием. Отсекало пулеметной очередью нелепиц и белиберды с первых же абзацев.
■ Давало очень простые рецепты гарантированного счастья.
■ Объясняло своим адептам, что все прочие люди — несчастные тупицы, которые губят себя разными неприятными способами.
■ Требовало выполнения регулярных разнообразных ритуалов.
И, что не менее важно, «Анастасия» четко сработала на целевую аудиторию. Ее потребителем стал горожанин (по понятным причинам люди, имеющие хоть какое-то отношение к реальному сельскому хозяйству, никак не могли проникнуться данным произведением). Горожанин неуспешный, чувствующий себя обделенным, униженным и несчастным. В конце девяностых этот горожанин сплошь и рядом был еще и регулярно голодающим, что немаловажный фактор.
Вот живешь ты в обшарпанном бабушатнике, ползешь, хмурый, к восьми утра на ненавистную работу, где тебе платят копейки, и все в твоей жизни — унылый кошмар. А тут тебе объясняют, что дело вовсе не в тебе. Ты-то по всем параметрам замечательный, даже сам не знаешь, какими огромными способностями полон. Просто мир погряз во зле, но сейчас все плохое закончится, и ты окажешься среди птичек и цветочков, свободный и радостный.
Тезисы «Анастасии» удачно подпадали под начавшуюся оформляться тогда мечту горожан о жизни рантье. Прекрасная идея — сдать свою однушку тем, кто хочет трудиться в городе, а самому жить в загородном доме. Идея носилась в воздухе, но ее мало кто реализовывал. Потому что поднимала свою мерзкую харю жестокая реальность.
■ Дач и загородных домов у многих просто не было, или они не подходили для зимнего проживания.
■ В большинстве городов деньги за аренду квартиры не так велики, чтобы на них можно было жить, не умирая с голоду. На земле, конечно, провизию можно выращивать самому, но это требует сил, знаний, опыта.
■ В деревнях нужно много и усердно физически трудиться. И это ужасно.
■ Школы, детские кружки, больницы… Как можно ехать с детьми туда, где со всем вышеперечисленным серьезная напряженка?
Книги Мегре — и «Анастасия», и серия последовавших за ней — все эти проблемы разметали в клочья.
■ Дом можно и не строить, а вырыть землянку, так называемую «лисью нору». В землянке здорово жить! Можно намешать глины с соломой и из этого дом слепить. Или просто насыпать землю в мешки для мусора и из них сложить домик. Отштукатурить потом глиной — прелесть будет!
■ Можно взять готовую бытовку-вагончик и обвязать старыми матрасами.
■ Еду выращивать — вообще делать нечего. Она сама вырастет, когда вы поселитесь на земле. Сныть, крапива, лопухи сами к вам придут, чтобы вы их ели, как и другие нужные вам питательные растения. А можно еще насыпать на траву картошки, застелить ее соломой — и картошка вырастет. Метод пермакультуры*, так сказать. (Анастасия очень хорошо о пермакультуре отзывалась, говорила, что мировые жрецы-технократы недаром ее преследуют.)
■ Трудиться не надо вообще, нужно просто представлять себе, как все вокруг тебя хорошо растет и плодоносит. Так и будет в конце концов.
■ Детям в школу ходить не надо, всему, что им нужно, их научит природа. Да дети и так рождаются со знаниями обо всем мире, школьной учебой мы эти знания только выбиваем из сознания.
■ Врачи никому не понадобятся, потому что ваша земля вылечит вас сама.
Главное — найти свою землю, родовое поместье. Желательно не меньше гектара. Насадить там побольше кедров — и все будет хорошо.
И да, зверушек мучить не надо никаких! Ни букашек, ни козявок, ни свинок! Мясо человеку вообще вредно. Ну, молоко теоретически можно, только телят и козлят убивать нельзя. Лишних можно просто выпускать в лес.
Анастасиевцы в действии
На сегодня поселения анастасиевцев имеются по всей России, а также, например, в Казахстане, Украине и Белоруссии. Сам Мегре никак этим процессом с самого начала не руководил, разумно понимая, что за создание секты у нас можно уехать далеко и надолго. Нет, все законно: люди на форумах сами встречаются, сами договариваются о покупке земли в какой-нибудь тьмутаракани за пять копеек, сами пишут уставы своих поселений и сами роют там свои норы и сажают кедры. Да, есть организация «Звенящие кедры России» с региональными подразделениями, и да, не менее полутора сотен тысяч человек так или иначе связаны со всеми этими кедрами и родовыми поселениями. Но сама компания Мегре занималась в основном продажами анастасиевцам всяких полезных вещей — например, энергетически правильного кедрового масла для телепортации, левитации и телепатии.
Власти анастасиевцев в общем-то терпят, даже РПЦ особенно с ними не конфликтует, а проект «Родовые поселения» какое-то время даже поддерживался ЛДПР. Хотя периодически бывают скандалы на местах, когда, например, опека пытается лишить родительских прав анастасиевцев за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей и необучение детей. Также были судебные иски, связанные с нелегальными захоронениями (по мнению Анастасии, человек, закопанный в своем родовом поместье, непременно вернется в мир к родным, пусть и в новом облике).
Да, были среди этих пионеров и те, кто не выжил. Ведь спасаться в глушь по заветам таежной пророчицы нередко едут и онкобольные, и люди с другими тяжелыми проблемами. Особенно печально, когда единения с природой не выдерживают дети. Так, в Нижегородской области в 2018 году умер от истощения годовалый ребенок из поселения, тогда родители пошли под суд.
С другой стороны, некоторые анастасиевцы — из тех, кто не сбежал обратно в цивилизацию после первой же попытки перезимовать в землянке или под старым матрасом, — постепенно становятся вполне исправными сельскими жителями. Немало родовых поселений, созданных в начале 2000 годов, сейчас переведены в иные статусы — например, обычных садовых товариществ. Там стоят нормальные избы и срубы, растет нормально посаженная картошка, никто особо не ведет серьезных разговоров с томатами по душам.
Но есть и те, кто честно пытается жить по заветам Анастасии. Читать форумы этих ковбоев глубокого космоса — чрезвычайно поучительное занятие, очень помогающее понять кое-что о человеке как о существе мыслящем (особенно яркие цитаты с форумов мы привели выше).
На дурака не нужен нож?
Изучать это движение и ему подобные очень интересно, так как они являют собой замечательный экспериментальный образец, позволяющий понять, как развивались религии. Например, вопрос, который терзает каждого скептика и каждого циника, звучит примерно так: «Как?! Как можно верить в такую ерунду, в картошку-телепата, во всемирный заговор жрецов от науки, в то, что по небу катается в солнечной колеснице Илья-пророк, а если заниматься мастурбацией, то после смерти тебя будут жарить миллиарды лет на карающей сковородке? Как может смириться с такими идеями простой здравый смысл, логика, наблюдения, в конце концов?»
Но дело в том, что религии, особенно в момент их становления, вообще не соотносятся со здравым смыслом.
«Это несомненно, ибо невозможно» — так звучал один из раннехристианских постулатов о воскресении Христа (такое утверждение содержится, например, в трактате «О плоти Христа» — De Carne Christi). «Верую, ибо абсурдно». Более поздние проповедники прямо рекомендовали скармливать свой разум собакам, ибо он мешает вере.
Дело в том, что человек, склонный к религиозности, прежде всего не хочет жить в понимаемом мире, потому что понимаемый мир ему не нравится. Он не готов признать, что его существование не имеет цели и смысла, что жизнь коротка и смерть неизбежна, что его действия безразличны Вселенной и что все зло и мерзость, которые он вокруг наблюдает, — это не наказание и не испытание, а… да просто тут все так устроено. Все друг друга едят, а потом расплодятся и сдохнут. И после ничего не будет. (Писатель Дмитрий Быков как-то сказал, что, будучи религиозным человеком, он восхищается настоящими атеистами, так как не может представить, как они вообще могут жить в таком мире без единой надежды на что-нибудь более возвышенное за кадром.)
И если реальность так паскудна, то спасение в том, чтобы признать эту реальность фикцией. Мороком и иллюзией, донельзя кривым зеркалом мира истинного, который открывается только тем, кто к этому готов.
Ну, а уж мир истинный может и даже должен быть сколь угодно невероятным, невозможным и алогичным, потому что любая логика будет уныло отрицать его существование. И чем он нелепее и безумнее, тем несомненнее его реальность. Ибо такова суть мистицизма.
Если внимательно посмотреть на тех же анастасиевцев, то не больно-то они отличаются от первых древних адептов практически любой крупной религии.
Жажда чудес, вечной жизни, счастья для всех и даром. Готовность идти на маленькие жертвы во имя больших духовных выгод. Чувство собственного превосходства над теми, кто еще не проникся и живет в грехе и мраке. Ощущение братства с единоверцами. И готовность поверить в любую, самую запредельную чепуху, если так сказал Заратустра. То есть Анастасия.
Ну а то, что всякие скептики пальцем у виска вертят, тут скептики не правы. Большинство анастасиевцев вовсе не сумасшедшие, а вполне себе граждане со среднестатистическим душевным здоровьем. Пугает тебя это или радует — решай сам.