Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Как стать счастливее (или понять, что это тебе не нужно)

Хочешь стать счастливым? Прочитай эту статью — поможет. Может быть. То есть мы не ручаемся, но не исключено. В общем, ты понимаешь…

23 ноября 20203
Великая иллюзия

Определений счастья множество, потому что понятие уж больно многосоставное. Удача, радость, благополучие, экстаз, просто приступ хорошего настроения на ровном месте — все это называют счастьем. Иногда оно может быть даже весьма неприятным. Вот ты поскользнулся, треснулся башкой, но ухитрился отделаться только сотрясением мозга, даже почти не проломил череп. «Однако вы счастливчик! — говорят врачи. — Вам очень повезло!»

Энциклопедическое же определение счастья включает в себя такую роскошь, как «ощущение удовлетворения от происходящих событий, позитивная оценка своего состояния». При всей кошмарности этого определения оно, в общем, верно. Не важно, как идут дела на самом деле, как энергично горит твой дом и как усердно изменяет тебе жена, — главное, чтобы тебе это нравилось. Чтобы ты позитивно оценивал.

3 гормона счастья

За эту позитивную оценку отвечают сразу несколько разных механизмов: эволюционный, социальный, этологический и другие. Но важнее всего тут работа нашей гормональной системы, которая дает нам именно физическое ощущение счастья, а не просто трезвое понимание его наличия. Всего три гормона играют первую скрипку на этом эйфорическом концерте.

Эндорфин

Эндорфин

Что делает:

Вызывает у тебя чувство радости, приподнятого настроения, ощущения, что горы тебе по плечу, при этом горы такие классные! И плечи тоже! Боже, просто невероятно повезло тебе нынче с горами и плечами!

Где водится:

Вырабатывается в гипофизе и ошивается в основном в мозге.

Как раздобыть

Спорт, секс, стресс.

Серотонин

Серотонин

Что делает:

Дает тебе способность умиляться, испытывать нежность и ми-ми-ми сто пятого уровня.

Где водится:

Больше всего вырабатывается в пищеварительной системе и постепенно расползается по всему организму.

Как раздобыть:

Молочные продукты, помидоры, шоколад. В этих продуктах содержится много триптофана — исходного вещества для производства серотонина. После помидоров хорошо бы пообниматься и поцеловаться с любимой женщиной, повозиться с ребенком, поиграть со щенками.

Дофамин

Дофамин

Что делает:

Вызывает у тебя чувство удовольствия — физического и немножко психического. Тебе просто хорошо. Остановись, мгновенье, ты прекрасно. Еда, секс, запрещенные к употреблению на территории РФ вещества — именно дофамин делает все это таким прекрасным.

Где водится:

Вырабатывается в мозге и надпочечниках, потом разъезжается по телу кровеносными путями.

Как раздобыть:

Крепкий и долгий сон — отличный способ выработать дофамина побольше. Если своего не хватает, можно пойти к врачу и пожаловаться на депрессию, синдром дефицита внимания или болезнь Паркинсона — во всех этих случаях выписывают препараты, содержащие синтетические аналоги этого нейромедиатора.

Культура счастья и несчастья

Культура счастья и несчастья

Хорошо ли быть счастливым? Как ни странно, у человечества на протяжении тысяч лет было два прямо противоположных ответа на этот вопрос.

Древние греки считали счастье, в том числе красоту, здоровье, богатство и успех, знаком особой милости богов и относились к людям, обладавшим всеми этими качествами, с почтением. Аристотель даже писал, что эвдемония (процветание, блаженство) — стимул любой деятельности человека, что человек создан для счастья (правда, наивысшее счастье по Аристотелю — это иметь добродетельную душу) и что счастье вообще самое большое благо во Вселенной.

Иудеи и мусульмане в целом не отвергали такого подхода, ибо, с их точки зрения, логично было, что хорошо может жить только человек, к которому бог в общем и целом расположен. Правда, бог может испытывать своего любимца — умертвить, например, всех его детей, жену и прочих близких, а самого усадить на гноище.

Но потом он непременно вознаградит беднягу за страдания и даст ему новых детей и жен, еще лучше тех, старых. Так что в этих культурах богатство и успех тоже всячески приветствовались.

Буддийский монах получает в качестве подношений еду и деньги
Буддийский монах получает в качестве подношений еду и деньги

А вот у китайцев и их соседей уже к нашей эре вполне было сформировано понимание, что иногда лучше не высовываться и не злить друзей, знакомых и начальников слишком сытым и довольным видом: целее будешь.

Культура «потаенной радости», «сокровенной жемчужины в убогой раковине» предполагала стремление скрывать то, что тебе дорого, от чужих глаз, особенно глаз власти, прибедняться, носить скромную одежду и окружать свой дом уродливым забором, а внутри уже спокойно оттягиваться среди кораллов, нефритов и красавиц, способных разрушать царства.

В дальнейшем эта традиция распространилась и на Ближний Восток (туристы до сих пор изумляются, обнаруживая за грязными глинобитными стенами сады с павлинами и бассейны, отделанные золотом).

Буддисты искренне считали счастье одним из величайших проклятий этого мира, приманкой с железным крюком, которая заставляет мириады живых существ хвататься за право существования в сансаре, этой отвратительной юдоли скорбей, бесконечно перерождаясь на новые муки, уготованные тут всему живому.

Впрочем, ярко выраженное несчастье буддисты тоже не особенно ценили, потому что и существо, избалованное счастьем, и существо, измученное несчастьем, — пленники сансары, неспособные отрешиться от страстей этого мира. Спокойное безразличие ко всему происходящему — вот идеал поведения истинного буддиста.

Будда

Но дальше всех в своем скепсисе по отношению к счастью продвинулись, разумеется, христиане. Эти, как мы помним, делали ставку исключительно на воздаяние в загробном мире, в то время как любые блага в мире обычном, догробном, были плодом греха и семенем этого же греха.

Богатому вообще был заказан путь в царствие небесное. Тело считалось вместилищем порока, его надлежало бичевать, покрывать язвами и населять вшами во имя святости. Даже удовольствия, черпаемые в мудрости, науках и размышлениях, периодически признавались сатанинскими затеями. Смех — изобретением сатаны. Демонстрация своего успеха — гордыней. Радость одоб­рялась только богоугодная.

И, кстати, как ни странно, одними из самых жестких приверженцев этой доктрины поначалу были протестанты. В той же Женеве при Кальвине за смех на улице, например, можно было поплатиться штрафом и арестом*. А постные физиономии первых поселенцев Нового Света стали визитной карточкой Новой Англии. До сих пор в таких штатах, как, например, Мэн, коренные обитатели куда менее улыбчивы всех остальных американцев.

Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик
Да ладно, Женева XVI века! В Москве конца XIX века за громкий смех на улице в Великий пост тоже можно было как делать нечего в участок загреметь

Боги счастья

В принципе, любой бог всегда был так или иначе ответственен за выдачу счастья (или его изъятие), иначе зачем он был бы нужен? Тем не менее практически в каждой культуре были боги, специализирующиеся именно на счастье. Некоторые из них очень колоритны.

  1. Фортуна (Древний Рим).

    Слепая женщина с огромным колесом. Люди взмывают на этом колесе к небу, а потом с размаху падают в грязь, где их давит безжалостным ободом колесо Судьбы.

  2. Лакшми (Индия).

    Прекрасная женщина (если не считать переизбытка рук на большинстве изображений) сидит в позе лотоса, ей прислуживают небесные слоны, а где-нибудь неподалеку непременно летает на боевой птице Гаруде супруг Лакшми — Вишну. Лакшми — мать всего сущего, преисполнена сострадания ко всему живому. Она сыплет золотые монеты и льет напиток бессмертия в ладони каждого, кто протянет их к ней в мольбе. К сожалению, у Лакшми есть старшая сестра — Алакшми, или Папи-Лакшми. Это высохшая, как труп обезьяны, уродливейшая женщина, которая отнимает дары Лакшми у людей. Лишь некоторым счастливчикам удается увернуться от ее жадных костлявых пальцев.

  3. Хотэй — Цыцы (Япония — Китай)

    Толстый монах с большим мешком и огромнейшим животом. Является воплощением Будды Майтреи, всегда весел и дружелюбен. На всех статуях живот Хотэя лоснится и сверкает — люди верят, что, если потереть пузо триста раз, постоянно повторяя про себя какое-нибудь желание, Хотэй непременно его исполнит.

  4. Тануки (Япония)

    Тануки — не то чтобы бог, а просто оборотень енотовидной собаки. Он может прикидываться человеком — пожилым толстячком-выпивохой, а в натуральном виде представляет собой огромную енотовидную собаку с большой-пребольшой мошонкой, которую часто использует как зонт, укрываясь от дождя или от солнца. Считается добрым оборотнем, приносящим удачу, если пожертвовать ему чайничек вина или бутылочку саке.

  5. Алконост (Древняя Русь)

    Птица с женским лицом, которая прилетает из рая в яблочные сады петь песни радости и веселья в преддверии всяких хороших событий. У нее есть коллеги, такие же птицы-женщины. Гамаюн наведывается к нам, чтобы сообщать пророчества (как плохие, так и хорошие), а птица Сирин слетает к людям, чтобы всласть порыдать над их корявыми судьбами.

  6. Белун (Белоруссия)

    Чрезвычайно маломощный дух добра и удачи, который выглядит как старик с белой бородой и посохом. Максимум, на что Белун способен, — это, встретив заблудившегося путника, указать ему верную тропинку. Или, проходя мимо поля со жнецами, попросить у тех кваску испить, а взамен одарить золотой монетой, которая найдется потом на дне квасного жбанчика.

Чем им счастье не угодило?

Счастье

Зачем же люди так над собой издевались? Нет, понятно, загробный мир — прелесть что такое, но все-таки откуда в таком количестве культур могло возникнуть подозрительное отношение к счастью, если это, поверим Аристотелю с компанией, основная цель существования человека?

Но дело в том, что наша психика вполне способна существовать без ярко выраженных радостных чувств. Способность радоваться жизни у зрелых особей большинства видов вообще редуцирована, так как, будучи важным стимулом для выживания в детстве, она становится обузой для сформированного организма.

Экстаз, эйфория, приступы веселья — весьма утомительная биохимическая встряска. Она уместна для детенышей, осваивающих жизнь со всеми ее неприятностями, она неплоха как награда для подростков, вынужденных вступать в борьбу за право размножения. Но зрелой особи ни к чему взвизгивать от счастья, гоняясь за собственным хвостом, ей важнее поберечь силы для схватки с противником или для погони за обедом.

Чарли Чаплин

Дольше всех играют и веселятся представители групповых видов, которые могут позволить себе некоторые излишества благодаря коллективному существованию. И хотя человек в этой области абсолютный лидер, но и у нас излишняя веселость воспринимается как ребячество, признак слабости, незрелости и несерьезности.

Поэтому комедия — жанр низкий, а трагедия — высокий. Поэтому японские поэтессы писали километры стихов о слезах, но предпочитали молчать о хохоте. Поэтому до сих пор добровольцы, определяя интеллект человека по фотографии, выше оценивают умственные способности моделей с суровым, неулыбчивым лицом (см. исследования Кубы Криса, Институт психологии Польской академии наук, Лодзь, 2010).

И, кстати, в чем-то они правы. Ведь чем образованнее человек, тем тяжелее его рассмешить. Смех — это всегда реакция на неожиданность. А что неожиданного может услышать человек с академическим образованием на «Юмор ФМ»?

Почему Запад начал улыбаться?

Американская готика
«Американская готика», написанная Грантом Вудом в 1930 году, пусть карикатурно, но отражает общее умонастроение айовских фермеров начала XX века

Право человека на счастье, предполагаемое Аристотелем, стало общепризнанным явлением лишь в эпоху Просвещения. А впервые это право было юридически зафиксировано в американской Декларации независимости (в Декларации прав человека, например, его нет до сих пор). Это право по зрелому размышлению признали и протестантские проповедники, воспользовавшись, правда, определением Канта, что «высшее счастье для человека — в исполнении своего долга)*.

Примечание бородавочника по имени Phacochoerus Фунтик
Кстати, кантовское определение счастья пародирует в «Покровских воротах» Савва Игнатьич, обращаясь к Хоботову: «Живут не для радости, а для совести!» Маленький бонус для выпускников философского, там вообще много такого. Отличный фильм. Пересмотреть, что ли?
Улыбки
В начале XXI века под давлением масс-культуры айовские фермеры уже вынуждены выглядеть примерно так. И не только айовские. И не только фермеры

Протестанты, покопавшись в Ветхом Завете, решили, что земной успех все-таки не может случаться без воли Творца и наверняка является если не наградой, то хотя бы признаком, что божество тобой в целом довольно.

Поэтому жизненный успех и демонстрация этого успеха понемногу становились все более приемлемыми в западном обществе. Стало допустимо, потом модно, а теперь даже почти обязательно быть демонстративно счастливым.

Существует остроумная теория, что американская улыбка — результат заговора американских же стоматологов, убедивших рекламщиков и Голливуд рекламировать таким образом их искусство и зубную пасту. Зерно истины в этом, несомненно, есть, но мы не должны забывать, что, например, девиз американских скаутов 1908 года, еще до стоматологического бума в США, уже звучал так: «Скаут улыбается, что бы ни случилось».

Обязательное счастье

Обязательное частье

И да, современное общество сейчас немножко помешано на счастье. Грусть, слезы, тоска, просто дурное настроение — уже поведение, граничащее с маргинальностью, оно вызывает у окружающих беспокойство, это неуважительно, в конце концов. Порыдать в жилетку можно близкому человеку, да и то лучше нести свои беды специально обученному психоаналитику, которому деньги платят за то, чтобы он выслушивал твое нытье.

Порой, наулыбавшись до пароксизма челюстей на вечеринке или всласть наизлучавшись оптимизма на деловой встрече, начинаешь завидовать жителю средних веков. Ты, может быть, тоже предпочел бы надеть с утра скромную дерюгу вместо статусного костюма и ходить весь день с печальной физиономией, вызывая почтение окружающих. Но нет, ты должен быть счастлив, ты должен быть успешен, ты должен держать хвост пистолетом, не париться по пустякам. Держись, братан, мы в тебя верим.

Хотя в Декларации прав человека, как мы уже писали, у тебя и права-то на счастье все еще нет, не говоря уж об обязанности его непременно испытывать.

10 простых способов стать немножко счастливее.

Ненадолго.

  1. Выспись как следует. Сон усиливает выработку гормонов, ответственных за хорошее настроение.

  2. Съешь банан. В нем много триптофана, а он помогает вырабатывать один из гормонов счастья — серотонин.

  3. Сходи в спортзал, разживись там эндорфинами.

  4. Попробуй рассмеяться. Зло, криво, через силу, но попробуй. Желательно не на пуб­лике, а то еще перепугаешь беременных женщин. Тут механизм взаимной связи: тебе хорошо — ты смеешься; ты смеешься — твой организм начинает подозревать, что тебе хорошо.

  5. Выучи наизусть стихотворение. Любое. Твой мозг вынужден будет отвлечься от мрачных размышлений, такое запоминание качественно его загрузит.

  6. Помоги кому-нибудь. Денег, например, дай. Или сумку донеси. Важно, чтобы тебя при этом горячо и искренне поблагодарили. Твой внутренний социальный зверь это оценит, даже если ты сам — нет.

  7. Женщинам помогает тщательное мытье себя и уборка квартиры. Мы не рискнем дать тебе этот совет. Но вообще-то это работает. Мы любим организованное и подконтрольное нам пространство.

  8. Посмотри порно со всеми вытекающими последствиями. Впрочем, ты об этом и без нас, наверное, догадался. Нет, ну правда, оргазм смягчает чувство боли, даже душевной, и делает нас счастливее. А сольное выступление позволит сделать его совершенно бесхлопотным, что тебе сейчас и надо.

  9. Сходи к людям. Туда, где их много, но не чересчур. Кино — хорошо, метро — плохо. Примерно так.

  10. Спой веселую песню. Вслух. Можно подпевать айподу. Мы фантастически реагируем на музыку, особенно ту, которую исполняем сами. Даже страшно, насколько легко она меняет нам настроение.

Фото: Getty Images, Shutterstock.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения