Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

«Еда — это самое главное»: как Артур Зеленый конкурентов на рынке доставки обошел

Мы поговорили с создателем крупнейшей в России компании по доставке готовых рационов Артуром Зеленым о том, как ему удалось занять первое место в индустрии, законах фудтеха, вкусовых предпочтениях москвичей и питерцев и даже о бургундских улитках.

22 мая 2021
«Еда — это самое главное»: как Артур Зеленый конкурентов на рынке доставки обошел
Артур Зеленый, основатель Perfomance Group

За шесть лет вы с нуля создали самую большую в стране компанию по доставке здоровой еды. Вообще, идея интересная: не нужно думать о том, что и сколько съесть: все уже посчитано. Более того, еда действительно свежая и вкусная, мы проверяли. Как стать первым?

Успех — это всегда комбинация нескольких факторов. Конечно, нужно много работать. Но у каждого в окружении есть люди, которые много работают, а результата это не приносит. То есть само по себе упорство — это хорошо, но намного лучше, когда к нему прилагается понимание, что конкретно нужно делать, на чем концентрироваться. Если вдобавок не относиться к работе как просто к работе, а любить свое дело, то шансы заметно вырастут. Для меня, например, фудтех — это прежде всего сама еда. Технологии только облегчают взаимодействие клиента и компании. Но еда — это самое главное. Если мы говорим, что наша еда здоровая и вкусная, значит, она должна быть именно здоровой и вкусной. И так не первый месяц, не первые полгода, а всегда. Люди уже привыкли, что со временем все вокруг портится: кухня в любимых ресторанах, привычный сервис, сокращается набор услуг. У каждого из нас есть свой собственный список таких наблюдений. Таково влияние массового производства, снижения затрат и так далее. Но только не у нас. Performance Group — это островок стабильности, где вкусно и разнообразно. И сегодня, и шесть лет назад. А как сэкономить? Ну мы же самые большие на рынке, у нас огромные закупки продуктов, оборудования, упаковки, IT и так далее. Всегда можно найти способ решить вопросы не за счет клиента.

Ключевым годом вашего роста стал пандемийный 2020-й. Вокруг все падает, а вы становитесь номером один?

Этим вопросом вы навели меня еще на одну мысль об успехе. Если помимо прочего есть цель и она благородная, все должно получиться. Вспомните весну прошлого года. Никто не знал, что будет завтра. Но мы не закрыли ни одного завода, потому что нужно было кормить людей. Хотя могли бы, наверное, закрыться и причитать, мол, денег нет, помогайте нам! Мы отработали всю пандемию, и вы знаете, у нас никто не заболел! Вообще никто, ни один человек. Несколько месяцев мы возили еду в Институт Склифосовского и Коммунарку, бесплатно кормили врачей. Только в Москве передали более 100 тысяч блюд. А были еще две больницы в Питере. Так вот, для меня благодарственное письмо от Сергея Петрикова (директор НИИ им Склифосовского. — Ред.) — это одна из ценнейших наград. Иногда мне кажется, что такие вещи заставляют бизнес работать эффективнее и лучше, чем миллион правильных слов и стратегий.

 

«Еда — это самое главное»: как Артур Зеленый конкурентов на рынке доставки обошел

Вы говорили, что начинали этот бизнес для себя и знакомых. Спустя шесть лет не надоело?

Вы про еду? Ну, во-первых, у нас в меню более пяти тысяч блюд. Я уверен, вы столько не встретите нигде. Ни в одном ресторане. Чтобы все это только попробовать, нужно больше года. Во-вторых, меню постоянно обновляется. Вы не представляете, сколько приходится дегустировать различных вариантов, прежде чем еда попадет в серию. Как я уже сказал, еда — это самое главное. Но, конечно, невозможно всегда есть только свое — нужно изучать рынок, причем в других странах. Нужно переключаться, так появляются новые идеи. Тем не менее каждый раз после таких погружений в другую культуру, в другие кухни я прихожу к одному и тому же: наше меню довольно сложно переплюнуть. Сейчас у нас в Performance Food (сервис здоровой еды премиального уровня. — Ред.) идут блюда с бургундскими улитками. Это реально вкусно, на уровне топовых ресторанов.

Вкусы москвичей и питерцев отличаются?

Различий в общем-то нет. И в Москве, и в Питере производства работают по единому стандарту, только так можно обеспечить выпуск 20 миллионов блюд без потери качества. Есть вещи, которые людям нравятся всегда. Например, бургеры, шашлыки, пирожные. Мы научились даже их делать здоровыми. Оказалось, что это не так сложно — нужны хорошие ингредиенты, щадящая обработка, соусы без консервантов и пищевых добавок, входной и выходной контроль и так далее. Ладно, согласен, нужно прилично. (Смеется.)

Вы не поверите, самое массовое и любимое блюдо — это сырники. Наши нравятся всем, на них вообще не бывает даже нейтральных отзывов.

Если чуть абстрагироваться, за счет чего можно расти в фудтехе дальше? Где предел?

Еще года три назад многим казалось, что рынок вот-вот кончится. Но он каждый раз вырастает вдвое. Люди хотят питаться вкусной разнообразной едой, при этом не платить за это много денег. Это, наверное, главная идея рынка. Мотивы у всех свои: кому-то времени жалко на готовку, кому-то важнее забота о здоровье. Мы растем за счет регионов, за счет новых программ, но и обе столицы скучать не дают. В середине прошлого года расширили производство в Питере. Показалось, что на пару лет хватит, но через три месяца снова пришлось расширяться.

Поэтому о пределе рынка я стараюсь не думать. Ощущение потолка заставляет тормозить и снижать темп. Объективно, ближайшие года два-три рост будет бурный. За это время Performance Group успеет стать крупнейшей в мире компанией по выпуску готовой еды.

Успешный бизнес в России — это вообще очень непросто. Если бы вы начинали сейчас, какой бы совет себе дали?

Делай так, как делал до этого. Иди прямо, никого не слушай и делай то, что ты чувствуешь. Гори идеей, чтобы каждый день улучшать продукт. Люби то, что делаешь. Люди это обязательно заметят.

Кто хорошо работает, тот хорошо зарабатывает. На что интереснее всего тратить деньги?

С самого первого дня львиная доля денег уходит обратно в бизнес. У меня нет по этому поводу каких-то сожалений: и бизнес, и частная жизнь одинаково важны для меня. Помимо основного бизнеса часть денег трачу на другие проекты. Есть, конечно, и личные «хотелки», куда уж без них. У меня довольно большой парк эксклюзивных автомобилей. Я бывший гонщик, поэтому машины для меня — это больше, чем страсть. Гонщики знают, о чем речь: управление мощным красивым автомобилем — невероятное удовольствие, от которого невозможно отказаться. Безусловно, есть и абсолютно разумные и необходимые траты на себя и близких. Очень жду, когда откроются границы и любимые страны и жизнь вернется в привычное русло.

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения