Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Диджей — работа мечты или фан?

Согласитесь, глядя на человека за диджейским пультом, который ловко в танце управляет энергетикой и эмоциями людей, собравшихся на танцполе, поневоле возникает мысль: вот же она, работа мечты! Стоять у себя за стойкой и смотреть на восторженные лица людей — просто рай! Но все ли так просто?

13 декабря 20231
Диджей — работа мечты или фан?
Источник:
ALEXNDER_KLESTOV

Мы решили узнать, действительно ли диджейство может быть работой, стать источником дохода и в чем секрет успешного диджея. Сегодня мы беседуем с популярным московским ивент-диджеем Алексеем Шиловым (DjJastin).

Не будем тянуть интригу, давай сразу? Это правда работа мечты?

Я ждал этого вопроса, но не так сразу. Буду откровенен.  Да, это действительно работа мечты, но, как и в любой работе, если мы рассматриваем диджеинг как профессиональную деятельность, здесь существует много тонкостей, специфики и подводных камней. Ну и отношение к этому должно быть профессиональным и серьезным. Все-таки это не просто увлечение и хобби.

То есть быть диджеем — это не так просто и весело, как может показаться на первый взгляд?

Нет, это, конечно, весело и на уровне любителя относительно просто. Но если мы рассматриваем диджеинг как работу, которая должна финансово тебя обеспечивать, то и относиться к ней стоит куда более серьезно. Думаю, рассказывать, что диджей — это человек, играющий музыку на вечеринках, нашим читателям не нужно. Но разобраться, какие бывают диджеи, что на самом деле они делают и как зарабатывают хорошие гонорары, читателям будет интересно.

Наиболее известный вид диджеинга — клубный. Пожалуй, самый веселый и беззаботный этап диджейской карьеры.  Лично для меня.  Если не считать моих первых школьных дискотек, это был первый, пожалуй, самый яркий период, когда основными задачами диджея — а это был конец 90-х, начало 2000-х — был поиск качественной музыки, составление уникальной музыкальной коллекции и работа непосредственно на вечеринках. Да, за это даже платили деньги, но тогда это было не самым важным, диджеями чаще становились ради «фана», ради тех эмоций, которые ты испытываешь, стоя за пультом.

А много ли зарабатывают клубные диджеи?

Сейчас клубных диджеев приглашают играть не только в ночные клубы, но и в бары, фоном в рестораны, так что заработать на этом можно. Средний гонорар клубного и барного диджея составляет 5-10 тысяч рублей за двухчасовое выступление. Востребованный диджей может поиграть за неделю в нескольких местах. По загоревшимся глазам вижу, что ты хочешь сразу спросить о востребованности, но я расскажу об этом чуть позже.

Диджей — работа мечты или фан?

Кажется, сегодня будут инсайды?

Почему бы и нет! Я буду только рад, если кому-то наше интервью поможет решиться и встать на эту не простую, но яркую дорожку. Продолжим про виды диджеев. Есть еще радиодиджеи, но к настоящему диджеингу, честно говоря, они относятся, пожалуй, чуть меньше, чем клубные, так как большая часть их работы — это работа голосом. Так как подбор и воспроизведение музыки на радио очень автоматизированы, а диджей, скорее, разговаривает, то отнести это к настоящему диджеингу сейчас уже можно только с очень большой натяжкой.

Надеюсь, радиодиджеи на нас не сильно обидятся?

Знаешь, сейчас этот термин не так часто употребляют. Чаще всего этих людей называют радиоведущими, что больше похоже на истину.

Мне и нашим читателям уже не терпится, когда ты начнешь рассказывать про ивент-диджеинг, ведь ты же сейчас именно ивентом и занимаешься?

Пожалуй, настало время рассказать про ивент. Да, сейчас я специализируюсь на ивент-диджействе и считаю, что именно ивент дает возможность работать с разной музыкой, тем самым раскрывая новые музыкальные границы, и испытывать новые музыкальные впечатления.

Расскажи, пожалуйста, нашим читателям, что такое ивент и что в нем такого впечатляющего.

Ивент (event) — это публичное мероприятие или событие. Если говорить простым языком — это любой праздник или мероприятие. Вот представь, ты приходишь на корпоративную вечеринку, а еще лучше — на корпоративный или городской фестиваль под открытым небом с большой сценой, мощным звуком… Или на открытие модного шоурума, или на день рождения друзей в лофт. Практически на любом мероприятии, где музыка не просто звучит, а кем-то контролируется, работает ивент-диджей. Мы не будем акцентироваться на случаях, когда диджея приглашают только ради имиджевой составляющей, а рассмотрим более профессиональную составляющую работы диджея на ивентах.

Одной из важных особенностей ивент-диджея является то, что такой диджей работает с огромным разнообразием мероприятий и под каждое из них у него есть нужная музыка. Это может быть полное разнообразие стилей — от джаза и фанка для камерных и классических мероприятий до драм-н-бейса для спортивного фестиваля. Лично я очень люблю работать на тематических мероприятиях, когда музыкой нужно подчеркнуть определенную тематику.

Одним из последних и интересных проектов стала площадка напротив Цирка Никулина на День города. Казалось бы, здесь нет ничего сверхсложного, но подобрать оригинальную музыку, которая будет подчеркивать цирковую тематику и будет фоном для работы цирковых артистов, — задача архитворческая. Или встреча с известным инфонаставником, где концепция мероприятия — полет в космос. А если это помпезное вручение какой-нибудь важной творческой премии, где звуков одних только фанфар понадобится около сотни, а вдобавок это должно быть стильно и неизбито. Ведь выход победителя в какой-нибудь важной номинации под пионерские горн — фанфары, наспех скачанные из Интернета,  — верх непрофессионализма.

Каждый звуковой и музыкальный фрагмент должен подчеркивать и гармонировать со всем происходящим. И таких тематик десятки, даже сотни. Как на больших проектах, так и на частных тематических вечеринках проделывается большой объем подготовительной работы, ведь мероприятие может длиться от 5 до 10 часов и музыка в течение мероприятия не должна повторяться. Хотя в узких тематиках, конечно, бывают незаметные повторы, но мы сейчас не об этом.

То есть, коротко говоря, ивент-диджей — это диджей-хамелеон, который  работает в разных стилях, тематиках и может подстроиться под определенное мероприятие?

Да, именно так, но это далеко не все. В отличие от классического диджеинга, где музыкальный сет идет непрерывно, на ивенте диджей постоянно меняет фонограммы, чтобы они соответствовали происходящему. К примеру, первые пять минут стандартного корпоративного мероприятия звучат так: начало мероприятия — что-то красочное, громкое, что потом становится тише, чтобы не перебивать голос ведущего, который через 30-40 секунд скажет что-то яркое — например, поздравление с юбилеем компании, которое должно быть озвучено «отбивкой», если говорить на сленге ивенторов.

Далее нужен фон для ведущего, после чего он объявит выход первого лица компании, который должен выйти под что-то соответствующее. Потом будет тост, завершающийся чем-то музыкально ярким и громким… Потом чаще всего идет награждение отличившихся сотрудников и еще некоторые элементы, проходящие под подходящую музыку, которая должна заиграть в нужный момент с нужной громкостью. Это если кратко, только в самом начале.

Это действительно впечатляет! Но это про диджеинг. А расскажи, пожалуйста, про востребованность. Ведь ты являешься успешным ивент-диджеем, содержишь семью.  Возможно, кто-то из наших читателей решит пойти по твоему пути.

Вот тут все гораздо сложнее. Это ведь как в любом предпринимательстве. Для того чтобы развиваться, получать прибыль и вывести доход на соответствующий для жизни в Москве уровень, необходимо относиться к этому как к предпринимательству.

А что ты делаешь и какие функции выполняешь для обеспечения этого процесса?

Если не говорить про сами выступления, подготовку и работу с музыкальной базой, при этом платной, чтобы иметь преимущество над любым любителем музыки, имеющим доступ в Интернет, то это постоянные коммуникации с клиентами, дизайн элементов своего продукта, работа с рекламой, производство видеоконтента для СММ и, конечно же, СЕО. Кроме того, я периодически посещаю мастер-классы коллег, тренинги в ивент-индустрии, стараюсь постоянно развиваться.

Получается, что быть диджеем — это целый комплекс предпринимательских задач, без которых профессиональное диджейство невозможно?

Конечно, оно возможно, но основным вопросом для любого диджея является поиск и привлечение клиентов, желательно тех, которые готовы тебе заплатить. Ведь многие непосвященные считают, что диджеинг — это «фан» и разве может стоить приличных денег услуга по «нажиманию кнопок».

То есть ты хочешь сказать, что такое отношение к диджеингу тоже есть?

Конечно, но это, скорее, у людей, не связанных с индустрией, или тех, кому повезло работать только с профессионалами. Вот представь себе мероприятие — например, юбилей крутого журнала. Согласись, здорово, когда вся музыка играет вовремя и к месту. Довольные гости весело танцуют. А если вдруг нет? Важный руководитель выходит под старомодные околопионерские фанфары, в ярких моментах вместо отбивок звучит нелепая тишина. Микрофон вдруг начал фонить, и никто не может исправить эту ситуацию, или  музыка в танцевальном блоке совсем не к месту. Можно привести еще десяток ситуаций, когда от диджея зависит общее впечатление от праздника.  Слух — одно из пяти составляющих человеческого восприятия. Если от блюд можно отказаться или не смотреть туда, куда не хочется, от музыки на мероприятии не скрыться.

Действительно, а ведь на первый взгляд работа ивент-диджея не кажется такой важной.

Это пока все хорошо, а вот когда что-то начинает идти не так, сразу понимаешь ценность профессионального подхода. Но есть еще и «вау-эффект» — это когда все не просто хорошо, а очень хорошо. Диджей, дающий не просто уверенность, но еще и вау-эффект, высоко ценится в кругах профессиональных ивенторов. Но нас таких не очень много. (Смеется.)

Диджей — работа мечты или фан?

Давай вернемся к разговору о востребованности. Как ты к этому пришел?

Задумался я об этом в тот момент, когда меня постепенно перестали приглашать играть в ночные клубы. Это было около десяти лет назад. В какой-то момент я начал проводить меньше времени в ночных клубах, стал меньше появляться в поле зрения нужных людей. Кроме тусовок были и другие жизненные интересы.

Я плавно выпадал из видимости арт-директоров. Количество выступлений, гастролей уменьшалось, популярность плавно уходила. Уже потом, анализируя свою карьеру в клубном диджеинге, я понял, что большую роль в клубном диджеинге кроме хард-скиллов играют софт-скиллы. Если по-простому — чтобы тебя приглашали, ты должен всегда быть на виду. В офлайне — нужно постоянно посещать различные мероприятия. Не малую роль сейчас играет и онлайн.

Каждый придумывает разные способы быть на виду в онлайне. Это может быть развлекательный блог или что-то еще. Лично я записывал миксы, но делал это на тот период скорее неосознанно, больше для фана, чем для продвижения. Только потом я понял, как это помогало мне в прошлой клубной карьере.

А сейчас? Ведь ивент — это другое. Есть ли разница в подходах?

Да, ивент — это действительно другое. Но в ивенте немалую роль также играют связи. В хорошем понимании этого слова. Даже, скорее, не связи, а твое взаимодействие с клиентами, в том числе и с потенциальными. Это организаторы мероприятий, агентства, сотрудники компаний, которые отвечают за внутренние мероприятия, ведущие, просто частные клиенты.

Но, в отличие от клубного диджеинга, в ивенте клиент приобретает серьезную услугу  и должен получить удовлетворение от приобретения этой услуги. А что для клиента важно? Важно, чтобы диджей понимал, какая музыка нужна для мероприятия в целом и для каждого момента на мероприятии в частности, чтобы он был силен в любых вопросах, которые могут возникнуть к диджею и около него. Например, нужно уметь настроить микрофон, разобраться в звукорежиссерском пульте, если вдруг что-то пошло не так, а звукорежиссер куда-то отлучился, и так далее.

У клиента или организатора огромное количество других организационных вопросов, и если диджей может самостоятельно, без подсказок, а уж тем более без замечаний выполнить свою работу, то, уверяю, к такому диджею будут обращаться повторно, что в дальнейшем и формирует востребованность. Конечно, это произойдет не сразу, но если ты все делаешь правильно, то количество лояльных клиентов растет, тебя начинают рекомендовать, свободных дат становится все меньше.

Алексей, спасибо за то, что поделился с нашими читателями своей  формулой успеха. Возможно, кого-то это вдохновит примерить на себе роль диджея, а возможно, и достичь определенных высот в этой по фану серьезной роли!

Поделись, пожалуйста, с нами своим плейлистом.

Это очень непростая задача, учитывая, что я ивент-диджей и меломан. В каждом музыкальном направлении найдется пара десятков композиций, которые я бы с удовольствием включил в свой плейлист, но сегодня подойду к этому более осознанно. У каждого человека есть музыка, которая ассоциируется с детством или юношеством. Эта музыка переносит нас в тот беззаботный, безопасный период. Пожалуй, для любого человека подобные композиции являются самым ярким музыкальным воспоминанием и впечатлением.

В моем сегодняшнем плейлисте композиции, которые подолгу задерживались на репите в моем плеере. Именно эти композиции сопровождали меня в юношестве и повлияли на формирование моего музыкального вкуса.

1. Antiloop — Signing off

2. Ace of Base — The Sing

3. Отпетые мошенники — Не говори мне ничего

4. Robert Miles — One And One

5. Kideko — The Jam (Rainer Grimm remix)

6. Dj Tonka — She Knows You

7. Phil Fuldner — Miami Pop

8. Ill Phil — Your Caress (Club Re-Fix)

9. Paul Johnson — Get Get Down

10. 187 lockdown — Gunman (original mix)

 

 

 

 

 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения