Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

После новости о возрождении бренда «Москвич» в Сети начали появляться ностальгические комментарии о том, как хороши были эти машины. Не верь, ты бы сейчас не согласился владеть ими даже под страхом пешего хождения.

19 мая 2022

Оставим в стороне психологические мотивы ностальгирующих по советскому автопрому — тут все понятно. Давай лучше вспомним две популярные в СССР модели: «Москвич-2141» и «Москвич-412». Что в них было хорошо, а что — так себе.

Удачный на бумаге: «Москвич-2141»

Последнюю модель из выпускавшихся заводом фанаты марки называют самым удачным советским автомобилем. Так и было — с точки зрения конструкции. Кузов был больше и намного вместительнее, чем у «девяток» — другой класс! Первое время «Москвич-2141» даже преподносили как автомобиль если не престижный, то солидный. А выпускали его на АЗЛК с 1986 по 2001 год.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Ход у модели был плавный, и управлялась она неплохо, а вот разгонялась не очень бодро. Двигатель располагался продольно, что обеспечивало приличную развесовку и запас пространства под капотом, но с самим силовым агрегатом модели не повезло. Ставили на нее либо уфимские моторы УЗАМ разных модификаций(72-85 л.с.), либо вазовские — рабочим объемом 1,6 л (76 л.с.). Для довольно большой машины их откровенно не хватало.

После рестайлинга в 1997-м модель получила название «Святогор-2141» и 2-литровый движок Renault (113 л.с.), но после дефолта в 1998-м от французских моторов пришлось отказаться. На вторичном рынке многие им, кстати, не доверяли, предпочитая вазовский 1,6 л.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Главной проблемой «сорок первого» была ржавчина. Считалось, что лучше всего ей сопротивляются красные «Москвичи» — якобы из-за состава краски. Некоторые особо неудачные экземпляры успевали проржаветь насквозь буквально за год. Впрочем, находились умельцы, которые переваривали подгнивший кузов и потом ездили много лет, не забывая про ежегодную обработку антикором, конечно.

В целом же автомобиль ломался так же, как и другие советские модели. Отказывали термостаты, текли тормозные цилиндры, потели маслом ШРУСы и так далее. Некачественные комплектующие — вечная беда автопрома эпохи застоя. Ты говоришь, что раньше было лучше? Нет проблем, давай вспомним, например, «Москвич-412».

Шик советских инженеров: «Москвич-412»

Эту модель в Москве собирали с 1967 до 1976 год в Москве и с 1967 по начало двухтысячных (!) в Ижевске. Ижевский завод подчинялся Минобороны, и собранные на нем автомобили считались более надежными. Их отличали круглые фары (за редкими исключениями) и некоторые нюансы салона.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Так как «Москвич-412» был не слишком престижным, на нем часто ездила техническая интеллигенция. Автомобиль был тесноват, но сидеть было удобно — по крайней мере, ноги получалось вытянуть. Плохо работала печка, но это наш народ не смущало: автомобиль — не роскошь.

Ходовые качества «Москвича-412» были на удивление неплохи, с модернизированным мотором он даже выигрывал международные ралли. И это, между прочим, способствовало экспорту. В Великобритании одно время продавали по 3500 «Москвичей-412» в год.

Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР
Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР
Блеск и нищета «Москвичей»: что хорошего и плохого было в популярном автомобиле СССР

Движок у автомобиля в стандартной версии был хоть и слабый — 45 л.с., но в остальном довольно удачный. Правда, он отличался склонностью к детонации и требовал тонкой настройки момента опережения зажигания «на слух», но зато не ел масло. И блок цилиндров у него был алюминиевый с чугунными гильзами, что сильно упрощало капремонт. Кстати, требовался последний не так уж и часто — раз на 100 000 км.

А вот коробка передач была устаревшей, с прошлой модели, ходы рычага переключения были большие, а сам агрегат — ненадежным. Владельцы воспринимали это как данность — ну, дескать, что поделать, вот такое, да.

Машинка детская, «Москвич», коллекционная модель

Машинка детская, «Москвич», коллекционная модель
Реклама. ООО "Яндекс"

Барабанные тормоза с гидровакуумным усилителем никогда не работали равномерно. При резком торможении машину немного вело, приходилось подруливать. Герметичность усилителя нередко нарушалась: прокладки подводили, да и муфты тормозных цилиндров текли. В обоих случаях педаль тормоза проваливалась на ходу… Только в 1982-м новая модификация, «Москвич 412-028», получила дисковые тормоза на передней оси и более надежный вакуумный усилитель. Но муфты цилиндров продолжали течь.

Так что машина была неплохая, но именно что для рукастого технического интеллигента.

Жестяная табличка «Москвич 407», металл, 30х40 см

Жестяная табличка «Москвич 407», металл, 30х40 см
Реклама. ООО "Яндекс"

Так что если кто-то в Сети будет тебе рассказывать, что «Москвич» был прекрасным, надежным автомобилем, не спорь. Просто оставь в ответ ссылку на эту статью.

Фото: INTERFOTO / Alamy Stock Photo, Shutterstock/Fotodom.ru

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения