Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

История о жизни на максимальных скоростях от многократного победителя этапов ралли, генерального директора Space Travel и вице-президента АТОР

6 октября 2023Обсудить
Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

«Автоспорт сделал меня миллионером, хотя до него я был миллиардером…» 

Не могу сказать, что в детстве я чувствовал какую-то тягу к стритрейсингу, хотя, как и все мальчишки, играл в Need for Speed и следил за «Формулой-1». Карьеру гонщика я начал довольно поздно: в 18 лет впервые поехал на картинг, на подмосковный автодром, и попробовал себя за рулем спортивной техники.

В автоспорт можно зайти по-разному. Прокатный картинг, покатушки на серийных гражданских машинах по автодромам, благо последнее время в России их построили очень много. При этом ралли тоже можно пробовать: есть много команд, которые любят привлекать новых пилотов. Правда, есть среди гонщиков поговорка: «Автоспорт сделал меня миллионером, хотя до него я был миллиардером…», поэтому всегда лучше обратиться к профессионалам, которые подскажут путь с меньшими финансовыми и временными потерями. 

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Если становишься своим, то находишь возможности 

Сам по себе автоспорт — это огромное комьюнити разных людей, которое неохотно принимает новичков. Но если ты становишься своим, то находишь друзей, партнеров, новые возможности. 

Так для меня ралли не только стало спортом, но и постепенно перешло в работу. Мы создали промоутерскую группу и решили взять под крыло одну из гоночных дисциплин. Конечно, тогда перед нами стояли амбициозные цели — привезти чемпионат мира в нашу страну. И мы даже встречались с промоутером мирового чемпионата. Сейчас всё изменилось, но мы не оставляем надежды когда-нибудь это сделать.  

В России гонщики, к сожалению, не так уж популярны. За границей — да, там пилоты — настоящие герои. У нас мы часто объясняем, что гонщик — это не тот, кто ездит по улицам в ночи и раздражает выхлопом спящих граждан. Когда-нибудь все изменится, и с ростом интереса к чемпионату и дисциплине у нас появятся свои фанаты.

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Без крыльев сейчас тяжело

Популярности мне добавляет туризм: по мнению не моему (смеется), я один из самых харизматичных молодых директоров туркомпаний и вице-президент АТОР по выездному туризму. 

Если говорить о бизнес-планах, то я хочу продолжить развитие компании и войти в  топ-5 крупнейших игроков в этой сфере. Развить свою отельную сеть, транспортную компанию, потому что без крыльев серьезным туроператорам сейчас тяжело. Это наши цели на ближайшие годы. 

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Бизнес не терпит спокойствия, а ралли защищает от выгорания

Автоспорт для бизнесмена, как и любое другое серьезное увлечение, является огромным плюсом для его развития как профессионала и лидера. Он позволяет полностью переключать фокус, добиваться результатов в чем-то совершенно новом, а потом, возвращаясь к работе, смотреть на все непредвзято, с новыми силами и задумываться над тем, что ты делаешь не так и что можно сделать лучше. 

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Когда я долго не гоняю, я успокаиваюсь. А бизнес не терпит спокойствия. Он требует умения быстро адаптироваться, острой памяти и мгновенной реакции. Ралли держит меня в тонусе. И в то же время там я получаю ту самую психологическую разгрузку, которая защищает от выгорания. 

Во время заездов я перестаю быть директором туристического бизнеса. Я  полностью сосредоточен на гонке. При всем при том в этом спорте очень важно не фокусироваться на ошибках, а все время двигаться вперед. Любая рефлексия на трассе приводит к еще большим ошибкам. Поэтому я выработал для себя несколько обязательных ритуалов, которые, кстати, использую и в бизнесе. Перед стартом я делаю разминку, обязательно улыбаюсь, это помогает снять стресс, и сосредотачиваюсь на предстоящей трассе: прошу штурмана прочитать мне несколько позиций стенограммы, чтобы в голове нарисовалась траектория будущего движения. Еще очень важно для меня: никакого общения с соперниками за пять минут до старта. А во время гонки никогда не смотрю на результаты каждого спецучастка, прошу штурмана это делать и просто давать мне информацию, которую считает нужной. 

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Шок от первой «крыши»

Гонки, безусловно, связаны с риском. Поэтому мы их любим и за ними следим. В моей карьере уже больше десяти «переворотов». В каких-то техника почти не страдала, но иногда — буквально под списание. Переживаешь больше не тогда, когда сам переворачиваешься, а когда это происходит с соперниками. Наверное, максимальное переживание я испытал, когда на чемпионате Европы в Польше увидел, как фотограф показывает знак SOS. По раллийным правилам экипаж должен обязательно остановиться. Мы за секунду приняли решение, подъехали к фотографу, и он сказал, что в соседней канаве лежит автомобиль, который сошел с трассы. Я нажал на кнопку тревоги, которая автоматически останавливает соревнования и отправляет бригаду спасателей. Конечно, ты в этот момент испытываешь колоссальное волнение. Но зато спасаешь жизнь коллеги.

До сих пор помню, как испытал шок от своей первой «крыши» (так пилоты называют аварию, при которой автомобиль переворачивается через крышу или остается лежать на ней. — Прим.ред.). Это было в Тамани. Машина совершила переворот, встала на колеса. Я был в полной прострации, а штурман мне: «Давай, давай, заводи, поехали!» Мы доехали до сервиса, но гонку, к сожалению, продолжить не смогли. Следующие пару этапов просто не мог себя заставить давить на газ на перегибах трассы — где не видно впереди дороги. Но потом все вошло в свое русло.

Артур Мурадян о лидерстве и скоростном режиме

Кстати, лучший свой международный результат — третье место на чемпионате Европы на ралли «Акрополис» в Греции — я также получил в дичайшем стрессе. Во время квалификации перевернулся, и механикам за ночь пришлось восстанавливать автомобиль. Еле-еле успели привезти его к торжественному старту. Сначала я захватил лидерство, но под конец первого дня, на последнем спецучастке, у нас срезает колесные шпильки, и мы сходим с трассы. Запаса баллов хватило отыграться, и мы приехали в итоге на третье место, хотя по чистой скорости я был быстрее всех на тех соревнованиях. 

Эта ситуация научила меня главному: не важно, на каком месте ты в итоге оказался, важно не останавливаться и продолжать свой путь. В спорте, карьере, личной жизни. Важно уверенно держать руль и плавно входить в повороты, какими бы крутыми они ни были. Верить в себя, ну и тренироваться, апгрейдить себя. И тогда точно всё получится. 

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения