Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Основатель издательства Bubble Comics, подарившего нам «Майора Грома» и «Бесобоя», о культуре восприятия комиксов в России, супергероях и суперзлодеях.

18 сентября 2022Обсудить

Спросим в лоб: зачем России комиксы, если есть до фига западных?

По такой же логике можно спросить, зачем в России пишут книги и снимают кино, если есть куча зарубежных шедевров. Я не буду толкать длинную речь о том, что нам надо развивать собственное направление этого вида искусства, чтобы не давать всё на откуп западным авторам, — это прерогатива чиновников.

На самом деле ответ прост: все, кто создает комиксы в России, не могут не делать этого. Мы все горим одной и той же идеей — рассказать истории, которые кроме нас больше никто не расскажет. Просто мы делаем это в формате комикса.

Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Обвиняют ли тебя в пропаганде западных ценностей из-за комиксов?

Нет, давно такого не слышал. Все-таки комиксы стали частью нашего культурного кода (в основном благодаря экранизациям), и никто уже не воспринимает их как нечто чуждое.

Как ты относишься к тому, что комиксы называют легким чтивом для тех, кто больше реплики прочитать не может? На твой взгляд, популярность супергеройских комиксов и фильмов — признак инфантильности общества?

Может, лет пятнадцать назад эти обвинения и звучали повсеместно, но с тех пор произошло слишком много, чтобы продолжать считать комиксы чем-то поверхностным. Помимо того, что комиксы являются главным поставщиком идей для современной индустрии развлечений (огромная часть контента в кино и стриминге — экранизации комиксов), они также поднимают и очень важные темы в обществе («Маус», «Персеполис»), и назвать эти комиксы легким чтивом язык не повернется даже у самого отъявленного хейтера.

Что касается популярности супергеройских фильмов, то, на мой взгляд, это один из самых сложных жанров в кино, ведь хорошая супергероика находится на стыке боевика, комедии, триллера и драмы. Удачно совместить все эти элементы необычайно трудно, так что успех подобных фильмов однозначно заслуженный.

Комикс «Майор Игорь Гром». Том 1. Фейк

Комикс «Майор Игорь Гром». Том 1. Фейк
Реклама. ООО "Яндекс"

Какой из ваших комиксов читают больше всего, а какой незаслуженно обходят вниманием? Заходят ли на Западе наши комиксы?

«Майор Гром», «Бесобой» и «Экслибриум» — топ-3 наших комиксов, у которых больше всего читателей. Каждый из них по-своему интересен и уникален, а количество контента просто потрясает воображение. Эти комиксы выходят уже более десяти лет, и количество выпусков уже давно перевалило за сотню.

Кстати, первого октября мы планируем отпраздновать эту круглую дату на фестивале BUBBLE Comics Con в Москве. Так что приглашаю всех, кому это может быть интересно.

Что касается обделенных вниманием комиксов, то это, в первую очередь, «Инок» и «Красная Фурия». Тем не менее мы развиваем и их. Например, по «Фурии» мы разрабатываем полноценный сериал. Что касается зарубежной аудитории, то мы медленно, но верно развиваем это направление. Наши комиксы издают на английском и итальянском языках, а само издательство участвует в крупнейших зарубежных выставках.

Назови три комикса, по которым никогда не читавший их человек может запасть на эту тему.

Мир комиксов настолько многогранен, что рекомендовать что-то конкретное — неблагодарное занятие. Так что я предложу подборку на классическую супергеройскую тему: «Неуязвимый» (один из лучших супергеройских комиксов в принципе), «Команда Алтимейтс» (комикс про Мстителей, который очень сильно вдохновил дальнейшие экранизации от Marvel), «Мир» (комикс про советского супергероя, исчезнувшего в годы холодной войны и чудом вернувшегося в современность).

Топ-3 худших комиксов, которые ты читал?

Я уже давно не хейчу чужие комиксы. Мне кажется, что у каждого комикса найдется свой читатель, и если мне не понравился комикс, то это только мои проблемы.  

Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Несколько лет назад в России произошел бум комиксов, появилось много авторов, которые берутся за самые разные темы. Есть, например, комикс про кыштымского карлика Алешеньку и «Годзилла против Хабиба Нурмагомедова». Вопрос первый: откуда все эти авторы всплыли? Мы просто их не видели? Вопрос второй: есть ли герои, которые однозначно выстрелят?

Ну, подобные энтузиасты всегда существовали в любой творческой сфере, и в этом заключается вся прелесть. В искусстве нет никаких рамок и законов, каждый волен творить все, что пожелает. А что касается героев, которые выстрелят, — никогда не знаешь наверняка. Например, «Догмен» — герой с головой собаки и телом человека, который работает полицейским. Звучит бредово? А ведь это на данный момент самый популярный комикс во всем мире!

У нас любят оживлять советские мультфильмы. Может, каким-то давно и крепко любимым героям нужна реинкарнация? Матроскин был бы, к примеру, рецидивистом, Шапокляк — рептилоидом…

Буквально в этом году у нас вышел сборник «Союзмульткомикс». В этом сборнике мы придумали и нарисовали абсолютно новые истории про Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Чебурашку и Гену, Бременских музыкантов и многих других персонажей из любимых мультиков. Так что это не просто коллаборация с «Союзмультфильмом», а шанс вернуться в детство и пообщаться с любимыми героями. Но при этом мы никак их не оскверняли и не модифицировали, а использовали классические образы — мы слишком сильно ими дорожим.

В США выпустили комиксы про Зеленского. А из российских политиков есть готовые герои? К примеру, Милонов, Набиуллина, Матвиенко. Ну, Матвиенко сбивала бы сосули лазером…

Без комментариев. (Смеется.)

У тебя в большинстве своем комиксы-боевики. Как ты относишься к вопросу легализации оружия? Если бы в России разрешили покупку короткоствольного и автоматического оружия, что бы себе купил?

Нет, никогда. Оружие — это ужасное зло, и все наши комиксы раз за разом повторяют одну простую мысль, что насилие — не выход. А главный посыл «Майора Грома» вообще заключается в том, что надо научиться прощать, чтобы прервать бесконечный круг ненависти. Так что я категорически против войны и всяких изобретений, которые помогают людям убивать друг друга.

Ну и, конечно, без этого никак: DC или Marvel?

Bubble!

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения