Спросим в лоб: зачем России комиксы, если есть до фига западных?

По такой же логике можно спросить, зачем в России пишут книги и снимают кино, если есть куча зарубежных шедевров. Я не буду толкать длинную речь о том, что нам надо развивать собственное направление этого вида искусства, чтобы не давать всё на откуп западным авторам, — это прерогатива чиновников.

На самом деле ответ прост: все, кто создает комиксы в России, не могут не делать этого. Мы все горим одной и той же идеей — рассказать истории, которые кроме нас больше никто не расскажет. Просто мы делаем это в формате комикса.

Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Обвиняют ли тебя в пропаганде западных ценностей из-за комиксов?

Нет, давно такого не слышал. Все-таки комиксы стали частью нашего культурного кода (в основном благодаря экранизациям), и никто уже не воспринимает их как нечто чуждое.

Как ты относишься к тому, что комиксы называют легким чтивом для тех, кто больше реплики прочитать не может? На твой взгляд, популярность супергеройских комиксов и фильмов — признак инфантильности общества?

Может, лет пятнадцать назад эти обвинения и звучали повсеместно, но с тех пор произошло слишком много, чтобы продолжать считать комиксы чем-то поверхностным. Помимо того, что комиксы являются главным поставщиком идей для современной индустрии развлечений (огромная часть контента в кино и стриминге — экранизации комиксов), они также поднимают и очень важные темы в обществе («Маус», «Персеполис»), и назвать эти комиксы легким чтивом язык не повернется даже у самого отъявленного хейтера.

Что касается популярности супергеройских фильмов, то, на мой взгляд, это один из самых сложных жанров в кино, ведь хорошая супергероика находится на стыке боевика, комедии, триллера и драмы. Удачно совместить все эти элементы необычайно трудно, так что успех подобных фильмов однозначно заслуженный.

Какой из ваших комиксов читают больше всего, а какой незаслуженно обходят вниманием? Заходят ли на Западе наши комиксы?

«Майор Гром», «Бесобой» и «Экслибриум» — топ-3 наших комиксов, у которых больше всего читателей. Каждый из них по-своему интересен и уникален, а количество контента просто потрясает воображение. Эти комиксы выходят уже более десяти лет, и количество выпусков уже давно перевалило за сотню.

Кстати, первого октября мы планируем отпраздновать эту круглую дату на фестивале BUBBLE Comics Con в Москве. Так что приглашаю всех, кому это может быть интересно.

Что касается обделенных вниманием комиксов, то это, в первую очередь, «Инок» и «Красная Фурия». Тем не менее мы развиваем и их. Например, по «Фурии» мы разрабатываем полноценный сериал. Что касается зарубежной аудитории, то мы медленно, но верно развиваем это направление. Наши комиксы издают на английском и итальянском языках, а само издательство участвует в крупнейших зарубежных выставках.

Назови три комикса, по которым никогда не читавший их человек может запасть на эту тему.

Мир комиксов настолько многогранен, что рекомендовать что-то конкретное — неблагодарное занятие. Так что я предложу подборку на классическую супергеройскую тему: «Неуязвимый» (один из лучших супергеройских комиксов в принципе), «Команда Алтимейтс» (комикс про Мстителей, который очень сильно вдохновил дальнейшие экранизации от Marvel), «Мир» (комикс про советского супергероя, исчезнувшего в годы холодной войны и чудом вернувшегося в современность).

Топ-3 худших комиксов, которые ты читал?

Я уже давно не хейчу чужие комиксы. Мне кажется, что у каждого комикса найдется свой читатель, и если мне не понравился комикс, то это только мои проблемы.  

Артем Габрелянов: «Комиксы — главный поставщик идей для современной индустрии развлечений»

Несколько лет назад в России произошел бум комиксов, появилось много авторов, которые берутся за самые разные темы. Есть, например, комикс про кыштымского карлика Алешеньку и «Годзилла против Хабиба Нурмагомедова». Вопрос первый: откуда все эти авторы всплыли? Мы просто их не видели? Вопрос второй: есть ли герои, которые однозначно выстрелят?

Ну, подобные энтузиасты всегда существовали в любой творческой сфере, и в этом заключается вся прелесть. В искусстве нет никаких рамок и законов, каждый волен творить все, что пожелает. А что касается героев, которые выстрелят, — никогда не знаешь наверняка. Например, «Догмен» — герой с головой собаки и телом человека, который работает полицейским. Звучит бредово? А ведь это на данный момент самый популярный комикс во всем мире!

У нас любят оживлять советские мультфильмы. Может, каким-то давно и крепко любимым героям нужна реинкарнация? Матроскин был бы, к примеру, рецидивистом, Шапокляк — рептилоидом…

Буквально в этом году у нас вышел сборник «Союзмульткомикс». В этом сборнике мы придумали и нарисовали абсолютно новые истории про Волка и Зайца из «Ну, погоди!», Чебурашку и Гену, Бременских музыкантов и многих других персонажей из любимых мультиков. Так что это не просто коллаборация с «Союзмультфильмом», а шанс вернуться в детство и пообщаться с любимыми героями. Но при этом мы никак их не оскверняли и не модифицировали, а использовали классические образы — мы слишком сильно ими дорожим.

В США выпустили комиксы про Зеленского. А из российских политиков есть готовые герои? К примеру, Милонов, Набиуллина, Матвиенко. Ну, Матвиенко сбивала бы сосули лазером…

Без комментариев. (Смеется.)

У тебя в большинстве своем комиксы-боевики. Как ты относишься к вопросу легализации оружия? Если бы в России разрешили покупку короткоствольного и автоматического оружия, что бы себе купил?

Нет, никогда. Оружие — это ужасное зло, и все наши комиксы раз за разом повторяют одну простую мысль, что насилие — не выход. А главный посыл «Майора Грома» вообще заключается в том, что надо научиться прощать, чтобы прервать бесконечный круг ненависти. Так что я категорически против войны и всяких изобретений, которые помогают людям убивать друг друга.

Ну и, конечно, без этого никак: DC или Marvel?

Bubble!