Ту-4: советская копипаста, которая, возможно, спасла миллионы жизней

Как инженеры Туполева американский бомбардировщик копировали.

Считается, что любая копия заведомо хуже оригинала. Это конечно. Но давай рассуждать трезво. Если нечто, пусть и скопированное (от слова «бессовестно»), может спасти хоть одну человеческую жизнь, разве игра не стоит свеч? А если жизней на кону намного больше?..

Полагаем, примерно такими сложными материями жонглировал товарищ Сталин, взвешивая «за» и «против» одного очень важного решения. Дело было весной 1945-го. Сомнений в победе союзников уже не было. Но Сталин понимал: как только окончательно падет Германия, прежние друзья-товарищи окажутся по разные линии фронта.

B-29 Superfortress, которого так хотел Сталин

И тут у американцев будет явное преимущество в военном плане. В высшем руководстве СССР знали: у США есть готовая к использованию атомная бомба, а главное эффективное средство ее доставки — B-29 Superfortress, один из лучших бомбардировщиков Второй мировой.

Свой вариант атомного оружия в Союзе уже разрабатывался. Но вот достойного самолета для доставки (не дай бог, конечно) к цели не было. В плане стратегических бомбардировщиков у советских авиаконструкторов срослось не очень…

Экипаж B-29, который сбросил первую атомную бомбу на Японию.

Сталин давно положил глаз на B-29. Он несколько раз просил у американцев включить «Суперкрепость» в поставки по ленд-лизу. Но каждый раз получал вежливый отказ. В США понимали, что Иосиф Виссарионович темнит и запрашиваемую технику собирается использовать не только против японцев, как официально указывалось в переписке.

«Что ж… Тогда поступим по другому!» — возможно, не сказал, но точно подумал Сталин и приказал конструкторскому бюро Туполева скопировать B-29 от первой до последней заклепки. Благо исходного материала было в достатке.

Убери красные звезды с крыльев и фюзеляжа — и Ту-4 не отличить от B-29

Дело в том, что в ходе войны на территории СССР оказались четыре «Суперкрепости», летавшие на бомбардировку Японии. Три были подбиты силами японских ПВО и вынужден были сесть на советской земле, четвертый заблудился, израсходовал запас топлива и тоже сел на наш аэродром. 

Группа инженеров туполевского КБ получила абсолютно недвусмысленное задание — похоронить амбиции, засунуть собственной проект дальнего бомбардировщика куда подальше и досконально скопировать американца. И это было сделано.

Для начала три самолета переправили с Дальнего Востока в Москву. Своим ходом, естественно. И начался процесс грандиозной копипасты. Одну «крепость» оставили нетронутой, сделав ее этаким эталоном для сравнения с советской версией, другая машина была полностью разобрана для измерения и копирования, а третью использовали для тестовых полетов. 

Можно представить, как обидно было профессиональным инженерам и конструкторам заниматься столь нетворческой работой. Но приказ Сталина довели до всех в лучшем виде. В результате советский B-29, получивший индекс Ту-4, действительно слизали ноль в ноль. До такой степени, что в панели управления предусмотрели даже пепельницу, хотя советским летчикам, в отличие от американских, в полетах курить категорически запрещалось.

Многие источники говорят также о скопированном подстаканнике под банку колы. Но в этом есть известные сомнения: газировка в алюминиевых банках появилась только в 1960-х. 

Зато совершенно точно известно, что в оснащение Ту-4 вошел… фотоаппарат. Его нашли в американском самолете и, памятуя о строжайшем приказе Верховного копировать как есть, решили перестраховаться. Намного позже станет известно: фотоаппарат, обнаруженный на борту B-29, принадлежал одному из членов экипажа, увлекавшемуся фотографией.

После прохождения военной службы многие Ту-4 использовались в полярной авиации

Сложностей было много: сжатые сроки, разные системы измерения, отсутствие в СССР подходящего металла. Но все в итоге получилось. По большинству летных параметров Ту-4 не уступал «Суперфортрессу», а по некоторым даже превосходил его. Скажем, мощность двигателей составила 2400 л.с. против 2200 л.с. оригинала, мощнее было и оборонительное вооружение самолета.

Но главное, что скопированный в рекордные сроки — от задания до первого полета прошло меньше двух лет — Ту-4 помог СССР ликвидировать отставание от США в части стратегических бомбардировщиков. Кто знает, сколько жизней удалось спасти благодаря равенству сил двух супердержав. Пусть оно и было достигнуто путем банальной копипасты.

Комментарии

7
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Интересный факт по копированию В-29. Труба-лаз к боевому посту кормового пулеметчика была окрашена в 2 цвета: верхняя часть цилиндра бело-бежевая, нижняя - тёмно коричневая. У наших мастеров была только белая краска и на прототипе ТУ-4 всё окрасили в белый цвет. Туполев перед приемной комиссией лично облазил и копируемый бомбардировщик и прототип, устроив натуральную истерику. Пришлось затонировать краску сажей и срочно перекрашивать нижнюю часть переходной трубы.