Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Пробить его в лоб не мог никто.

30
8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

В списке «вундерваффе», то есть немецкого «супероружия», у «Фердинанда» почетное место — где-то между гигантской мортирой «Дора» и реактивной ракетой «Фау-2». Все у нее было с приставкой «убер», то есть «сверх», как «сверхспособности», — прежде всего высокая огневая мощь и почти неуязвимая лобовая броня. Но были и убернедостатки. А впрочем, обо всем по порядку.

Факт № 1. «Фердинанд» — это дитя неудачного эксперимента

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой
Фердинанд Порше (на стремянке) осматривает Tiger (P)

Даже у великих конструкторов бывают черные дни. Одним из таких для профессора Фердинанда Порше стал проигранный тендер на разработку тяжелого танка «Тигр». Конструкция от бюро Порше проиграла прототипу фирмы «Хеншель». Фердинанд был страшно расстроен. Он считал свой «Тигр» (в исторической литературе этот прототип обозначается как Tiger (P), где P — намек на фамилию Porsche) технически более совершенным. И это было правдой. Как правдой было и то, что танк инженеров «Хеншеля» оказался конструктивно проще и дешевле в производстве при сходных боевых характеристиках.

Порше был уверен, что тендер останется за ним, и даже заранее начал выпуск около сотни шасси для будущего танка. Теперь их надо было куда-то девать: такими средствами не разбрасываются. Именно на ставших ненужными шасси Tiger (P) и решили построить тяжелый истребитель танков, который назвали в честь конструктора — Ferdinand. Кстати, общий тираж «Фердинанда» составил 91 самоходку — точно по количеству имевшихся в распоряжении шасси. 

Факт № 2. «Фердинанд» — это гибрид!

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Как и не пошедший в серию Tiger (P), «Фердинанд» оснащался хитроумной электробензиновой, то есть гибридной, силовой установкой. Два V-образных 12-цилиндровых мотора «Майбах» мощностью 265 л.с. каждый приводили в действие электрогенераторы, которые, в свою очередь, запитывали два электромотора. Они-то и сообщали движение каждому из двух ведущих колес (по одному с каждой стороны).  

Электрическая трансмиссия облегчала управление машиной, но была очень сложной и дорогой. Да и ни о какой экономичности речи не шло. В привычных нам единицах «Фердинанд» расходовал на 100 км пробега… свыше 900 литров бензина!

Факт № 3. Пробивной характер

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой
Грозная пушка Pak 43 без стального футляра

«Фердинанд» получил, пожалуй, самую грозную противотанковую пушку Второй мировой. Длинноствольная 88-миллиметровая Pak 43 изначально создавалась как зенитка, но в итоге стала грозным истребителем танков. Большинство танков и самоходок союзников «Фердинанд» пробивал в любой проекции и с безопасной для себя дистанции. Известные проблемы были лишь с лобовой броней советского ИС-2 и американского «Першинга».    

Факт № 4. Он сам был почти непробиваемым

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Во всяком случае при атаке в лоб. Толщина передней брони «Фердинанда» составляла 200 мм. Большинство снарядов отскакивали от нее как орехи. Бортовая броня машины хоть и уступала лобовой, но тоже была очень впечатляющей. Эффективно бороться с «Фердинандом» можно было только с воздуха и, как ни странно, в ближнем бою.  

Факт № 5. Беспомощный на ближней дистанции

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

В поединке с длинноруким боксером тактика соперника сводится к разрыву дистанции и переходу в ближний бой. Здесь все недостатки «Фердинанда» становились очевидны. Во-первых, он был страшно медлительным. Скорость по пересеченной местности не превышала 10-15 км/ч, а по мягкому грунту и того меньше. Но, главное, для борьбы с пехотой у «Фердинанда» не было ни одного пулемета! Вот это поворот…

Факт № 6. Он был невероятно сложен в эксплуатации

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Огромная масса — «Фердинанд» весил 65 тонн, на 10 тонн больше «Тигра», — вот ахиллесова пята самоходки. Банальное повреждение гусеницы сразу становилось проблемой. Эвакуировать машину в безопасное место было практически невозможно. Чтобы сдвинуть «Ферди» с места, требовалось пять стандартных немецких танковых тягачей! Попробуй подгони их к оставшейся на нейтральной полосе самоходке! Именно поэтому обездвиженные «Фердинанды» часто выводились из строя самим экипажем.   

Факт № 7. У «Фердинанда» был рестайлинг

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Боевое крещение тяжелая самоходка приняла в битве на Курской дуге летом 1943 года. Там и была потеряна почти половина всех выпущенных «Фердинандов».

Проанализировав потери, немцы сделали правильные выводы. Во время модернизации в конце 1943 года «Фердинанд» получил курсовой пулемет, улучшенную систему обзора для командира, дополнительную обработку корпуса антимагнитным составом «Циммерит», защищавшим от срабатывания противотанковых мин. Вскоре после этого «Фердинанд» еще и решили переименовать: он стал «Элефантом», то есть «Слоном». Модифицированные «Слоны» по большей части воевали не на Восточном фронте, а против союзников в Италии.

Факт № 8. Бойцы Красной армии все немецкие самоходки называли «Фердинандами»

8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Об эффективности 65-тонного «Слона» можно дискутировать. Несмотря на явные недостатки, это было очень грозное оружие. По официальной статистике вермахта, «Фердинанд» — самый успешный из всех танков и ПТ САУ Второй мировой по соотношению подбитых и потерянных машин. На каждый уничтоженный «Фердинанд» приходилось 10 выведенных из строя танков противника.

Косвенным доказательством уважения, которое вызвали боевые возможности самоходки Порше, стал и тот факт, что бойцы Красной армии после 1943-го все немецкие самоходки без разбору называли «фердинандами».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения