8 поразительных фактов о «Фердинанде» — самой грозной самоходке Второй мировой

Пробить его в лоб не мог никто.

В списке «вундерваффе», то есть немецкого «супероружия», у «Фердинанда» почетное место — где-то между гигантской мортирой «Дора» и реактивной ракетой «Фау-2». Все у нее было с приставкой «убер», то есть «сверх», как сверхспособности — прежде всего высокая огневая мощь и почти неуязвимая лобовая броня. Но были и убер-недостатки. А впрочем, обо всем по порядку.

Факт № 1. «Фердинанд» — это дитя неудачного эксперимента

Фердинанд Порше (на стремянке) осматривает Tiger (P)

Даже у великих конструкторов бывают черные дни. Одним из таких для профессора Фердинанда Порше стал проигранный тендер на разработку тяжелого танка «Тигр». Конструкция от бюро Порше проиграла прототипу фирмы «Хеншель». Фердинанд был страшно расстроен. Он считал свой «Тигр» (в исторической литературе этот прототип обозначается как Tiger (P), где P — намек на фамилию Porsche) технически более совершенным. И это было правдой. Как правдой было и то, что танк инженеров «Хеншеля» оказался конструктивно проще и дешевле в производстве при сходных боевых характеристиках.

Порше был уверен, что тендер останется за ним, и даже заранее начал выпуск около сотни шасси для будущего танка. Теперь их надо было куда-то девать… Такими средствами не разбрасываются. Именно на ставших ненужными шасси Tiger (P) и решили построить тяжелый истребитель танков, который назвали в честь конструктора — Ferdinand. Кстати, общий тираж «Фердинанда» составил 91 самоходку — точно по количеству имевшихся в распоряжении шасси. 

Факт № 2. «Фердинанд» — это гибрид!

Как и не пошедший в серию Tiger (P), «Фердинанд» оснащался хитроумной электробензиновой, то есть, по сути, гибридной силовой установкой. Два V-образных 12-цилиндровых мотора «Майбах» мощностью 265 л.с. каждый приводили в действие электрогенераторы, которые в свою очередь запитывали два электромотора. Они-то и сообщали движение каждому из двух ведущих колес (по одному с каждой стороны).  

Электрическая трансмиссия облегчала управления машиной, но была очень сложной и дорогой. Да и ни о какой экономичности речи не шло. В привычных нам единицах «Фердинанд» расходовал на 100 км пробега… свыше 900 литров бензина!

Факт № 3. Пробивной характер

Грозная пушка Pak 43 без стального футляра

«Фердинанд» получил, пожалуй, самую грозную противотанковую пушку Второй мировой. Длинноствольная 88-миллиметровая Pak 43 изначально создавалась как зенитка, но в итоге стала грозным истребителем танков. Большинство танков и самоходок союзников «Фердинанд» пробивал в любой проекции и с безопасной для себя дистанции. Известные проблемы были лишь с лобовой броней советского ИС-2 и американского «Першинга».    

Факт № 4. Он сам был почти непробиваемым

Во всяком случае при атаке в лоб. Толщина передней брони «Фердинанда» составляла 200 мм. Большинство снарядов отскакивали от нее как орехи. Бортовая броня машины хоть и уступала лобовой, но тоже была очень впечатляющей. Эффективно бороться с «Фердинандом» можно было только с воздуха и, как ни странно, в ближнем бою.  

Факт № 5. Беспомощный на ближней дистанции

В поединке с длинноруким боксером тактика соперника сводится к разрыву дистанции и переходу в ближний бой. Здесь все недостатки «Фердинанда» становились очевидны. Во-первых, он был страшно медлительным. Скорость по пересеченной местности не превышала 10-15 км/ч, а по мягкому грунту и того меньше. Но главное для борьбы с пехотой у «Фердинанда» не было ни одного пулемета! Вот это поворот…

Факт № 6. Он был невероятно сложен в эксплуатации

Огромная масса — «Фердинанд» весил 65 тонн, на 10 тонн больше «Тигра», — вот ахиллесова пята самоходки. Банальное повреждение гусеницы сразу становилось проблемой. Эвакуировать машину в безопасное место было практически невозможно. Чтобы сдвинуть «Ферди» с места, требовалось пять стандартных немецких танковых тягачей! Попробуй подгони их к оставшейся на нейтральной полосе самоходке! Именно поэтому обездвиженные «Фердинанды» часто выводились из строя самим экипажем.   

Факт № 7. У «Фердинанда» был рестайлинг

Боевое крещение тяжелая самоходка приняла в битве на Курской дуге летом 1943. Там и была потеряна почти половина всех выпущенных «Фердинандов».

Проанализировав потери, немцы сделали правильные выводы. Во время модернизации в конце 1943 года «Фердинанд» получил курсовой пулемет, улучшенную систему обзора для командира, дополнительную обработку корпуса антимагнитным составом «Циммерит», защищавшим от срабатывания противотанковых мин. Вскоре после этого «Фердинанд» еще и решили переименовать в «Элефанта», то есть «слона». Модифицированные «слоны» по большей части воевали не на Восточном фронте, а против союзников в Италии.

Факт № 8. Бойцы Красной армии все немецкие самоходки называли «Фердинандами»

Об эффективности 65-тонного «слона» можно дискутировать. Но, несмотря на явные недостатки, это было очень грозное оружие. По официальной статистике вермахта, «Фердинанд» — самый успешный из всех танков и ПТ САУ Второй мировой по соотношению подбитых и потерянных машин. На каждый уничтоженный «Фердинанд» приходилось 10 выведенных из строя танков противника.

Косвенным доказательством уважения, которое вызвали боевые возможности самоходки Порше, стал и тот факт, что бойцы Красной армии после 1943-го все немецкие самоходки без разбору называли «фердинандами».

Комментарии

22
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Как по мне, самая крутая самоходка второй мировой войны, это советская ИСУ-152 "Зверобой".
  • А СУ-152 не катит? По многим параметрам она очень даже хороша.
  • СУ-152 с раздельным заряжанием могла выстрелить в минуту от силы два раза - и это с очень «наигранным» экипажем. А скорострельность StuK-43/L71 с унитарными боеприпасами - выстрел через каждые 8 секунд. В дуэльной ситуации, когда первый выстрел пристрелочный, а второй - наверняка, шансов у «сушки» не было
  • У ИСУ 152 и СУ 152 была другая стезя, они не должны были выступать как ПТ. АФедя Как раз для борьбы с танками.
  • броня не та у ису-152,в прямом столкновении