Почему динозавры называются еще страннее, чем товары в IKEA

О том, как называлась бы особь, родившаяся от смешения трицератопса и диплодока, лучше не думать.

27 ноября 2020
Почему динозавры называются еще страннее, чем товары в IKEA

Объяснить происхождение животных всегда просто. Если это большое животное, которое жило рядом с человеком несколько тысяч лет, то называется оно так же, как его назвали люди, впервые его повстречавшие (лев, медведь и олень — очень древние слова). Если же животное открыто недавно, а такое все еще случается, то его назовут по-научному, согласно его биологической родословной. Так на свет появляются свиноногие бандикуты, злые щитоспинки, трехполосые дурукули и прочие белокрылые психролюты (это настоящие названия животных).

Названия же динозавров нельзя спутать ни с чем. Они звучат на один лад и чаще всего заканчиваются на «-завр». И самое интересное, что использование таких названий — это вовсе не заданный стандарт, а некоторые из них — это юмор ученых.

У каждой науки или специальности есть свой исторический язык. Для дипломатии — французский, для медицины — латынь, для программирования — английский (все команды всех языков программирования — это производные английских слов). В биологии так же прижилась латынь, но вот палеонтологи (которые почему-то обижаются, когда их называют некробиологами) решили взять на вооружение греческий язык.

Первой гигантской ящерицей, которая получила собственной название в 1824 году, был мегалозавр. Что так и переводится с греческого — гигантская ящерица. Правда, вторую гигантскую ящерицу уже в 1825 году назвали игуанадоном, то есть «зубом игуаны», но будет считать, что традиция зародилась. Игуана — тоже ящерица.

Закрепить традицию решил в 1842 году британский биолог Ричард Оуэн, назвав весь вид динозаврами. То есть страшными ящерами. С тех пор второй корень «-завр» будут использовать достаточно часто, но не всегда. Трицератопс буквально переводится как «три рога», а бронтомерус — «громыхающие бедра».

В большинстве случаев название описывает внешний вид динозавра или особенности его поведения. Исключения встречаются редко, например вендицератопс называется в часть открывшей его Венди Слободы. Но иногда ученые могут отличиться, назвав открытие в честь своего кумира: открытый в 2001 году масиакасаурус нопфлери переводится как «злобный ящер Нопфлера». Участники экспедиции признались, что во время раскопок слушали слишком много Dire Straits, поэтому имя лидера и гитариста Марка Нопфлера оказалось увековечено в названии доисторической ящерицы.

Как самому придумать название динозавра

Если у тебя дома на антресолях нашелся ископаемый скелет ящерицы, и ты хочешь дать ей уникальное название, то просто назови ее Олег. И Олегам приятно, и динозаврам честь носить такое имя.