«Почему бы не носить за рулем просто солнцезащитные очки?» — спросишь ты. Отвечаем: очки для водителя — отдельный инструмент, созданный для решения специфических задач. То, что хорошо на пляже, не обязательно поможет на дороге. Даже если тебе кажется, что разницы нет.
![Очки для автопутешествий: как выбирать и что проверять](https://n1s2.hsmedia.ru/04/47/90/0447907f5dc1b4ece5a3855c2f911926/728x484_1_2331d3fbdfc63053f57485545c9b89b8@4256x2832_0xac120003_15841863861658493372.jpeg)
Задержи свет
Хорошие солнцезащитные очки могут задерживать до 75% света, а водительские — от 25 до 50%, причем 25 или 30% — даже лучше. Светопропускание очков обычно обозначено на дужке цифрами от 0 до 4. Для водительских подходят значения 2 и 3. А для вождения ночью так и вообще 1.
Отсеки ультрафиолет
Способность отсекать ультрафиолетовое излучение роднит водительские очки с обычными солнцезащитными. Маркировка, говорящая об этой способности, начинается с UV и продолжается цифрами. Максимальная защита — UV400. Протестировать очки на эту способность можно с помощью УФ-фонарика для проверки денежных купюр (цена вопроса — от 350 рублей). Через качественные очки его свет не проходит.
Фонарь ультрафиолетовый
Годится для проверки подлинности купюр и очков. Применяется в криминалистике для обследования мест преступления.
Убери блики
Способность поляризовать свет — отсекать лучи с горизонтальной поляризацией — еще одна важная составляющая водительских очков. Эти зловредные лучи получаются из-за поляризации света при преломлении о субгоризонтальную поверхность. То есть свет (лучи, волны, кванты, фотоны — не важно) летит хаотическим образом, а при отскоке от поверхности идет дальше строем, под одним углом. Ты обычно видишь это как блики от мокрой дороги, воды, сугроба. А поляризующие очки хоть и не убирают эти вспышки совсем, но снижают их интенсивность.
Как проверить, имеется ли у очков поляризационный фильтр? Есть минимум три способа. Во-первых, с помощью специальных голограмм — они есть в приличных магазинах, торгующих очками. Во-вторых, с помощью двух пар очков: если расположить линзы друг над другом и повернуть под углом 90 градусов, они перестанут пропускать свет. Ну и, в-третьих, такой же фокус можно провернуть с экраном смартфона, у него тоже есть поляризующий фильтр. Так что, если вращать экран, глядя на него в поляризующих очках, в какой-то момент поймаешь момент затемнения — обычно при повороте на 90 или 45 градусов.
И еще один нюанс: у дешевых очков поляризующий слой наклеен поверх линз, а у дорогих расположен между двух слоев линз. Эффективность в обоих случаях одинаковая, вот только долговечность разная.
Сделай мир четче
Наконец, водительские очки должны делать изображение четче, особенно при недостаточной видимости, в тумане, во время снегопада и даже ночью. Тогда и безопасность в каждый отдельно взятый момент выше, и утомляемость водителя ниже.
Достичь такого эффекта можно за счет того, что тонированные линзы отсекают часть фиолетово-синей области спектра, но благоволят желто-зеленым оттенкам. Как связаны контрастность и желто-зеленые цвета, мы не знаем, но результат налицо.
Однако тут есть нюанс: хотя линзы желтого цвета лучше всего обеспечивают контрастность, они изменяют цветовосприятие. И зеленые, к сожалению, тоже. Так что идеальный вариант — коричневые очки. И мир выглядит четче, и оттенки теплые. И свет фар встречных автомобилей неплохо получается приглушить.
При подготовке статьи использованы материалы сайтов
Фото: Allstar Picture Library Limited / Alamy