Кто-то уверен, что стюарды и стюардессы — это просто «летающие официанты». Другие думают, что на борт берут только моделей. А третьи — что бортпроводники живут в постоянных путешествиях и зарабатывают баснословные деньги. Мы попросили экспертов развенчать самые популярные мифы и рассказать, как все устроено на самом деле.
В честь Всемирного дня бортпроводников мы собрали шесть самых распространенных мифов об этой профессии и обсудили их с Юлией Ерохиной — бортпроводницей S7 Airlines.
1. Бортпроводники — это просто «летающие официанты»
Многие уверены, что вся работа бортпроводников сводится к раздаче еды и напитков. Но это далеко не так: основная задача стюардесс и стюардов заключается в обеспечении безопасности пассажиров на борту. Подавляющее большинство тренингов посвящено именно этому. Бортпроводники проходят регулярные тренировки по эвакуации, оказанию первой помощи и действиям в чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, бортпроводники следят за соблюдением правил поведения, помогают пассажирам с особыми потребностями и контролируют состояние салона. Сервис — действительно самая видимая часть их работы, но приоритетом все равно остается безопасность пассажиров.
«Бортпроводник выполняет свои обязанности по обеспечению безопасности полета каждую минуту каждого рейса, даже тогда, когда предоставляет пассажирам высокий уровень сервиса. То, что пассажиры видят работу бортпроводника только с точки зрения сервиса, — это очень здорово. Значит, мы справляемся со своей основной задачей на пятерку», — рассказывает Юлия.
Бортпроводники должны быть всегда готовы разрешить конфликтную или кризисную ситуацию на борту, и иногда такие ситуации возникают из-за, казалось бы, обыденных вещей, например гаджетов. «Как-то во время рейса на смартфоне одного из пассажиров вдруг начала вздуваться литиевая батарея. Литиевые батареи имеют свои особенности, которые нужно учитывать при тушении или предотвращении возгорания. Бортпроводники отрабатывают алгоритм действий в подобных случаях, что помогает им сохранять спокойствие, предотвращать панику среди пассажиров и, самое главное, бороться с возгоранием. Благодаря всему вышесказанному ситуация была быстро разрешена», — поделилась бортпроводница.
2. Чтобы стать бортпроводником, нужно быть моделью
Стереотип о том, что на борт берут только людей с модельной внешностью, давно устарел. Современные авиакомпании ценят прежде всего профессионализм, стрессоустойчивость и умение работать в команде. Внешность — это лишь элемент общего впечатления, но не главный критерий отбора.
Важно уметь быстро принимать решения, владеть иностранными языками и уметь сохранять спокойствие в любых ситуациях. Именно эти качества делают бортпроводника настоящим профессионалом, а не просто моделью со страниц глянца.
Юлия признается: чтобы стать бортпроводником, одних внешних данных недостаточно, необходимо обладать определенным набором качеств. «Прежде всего нужно быть доброжелательной и отзывчивой, коммуникабельной и эмпатичной, энергичной и стрессоустойчивой. Нужно много знать и много чего уметь».
3. Бортпроводники всегда летают в отпуск бизнес-классом
Многие представляют, что бортпроводники в отпуске путешествуют исключительно в комфортных креслах бизнес-класса, наслаждаясь всеми его привилегиями. На самом деле у сотрудников авиакомпании есть возможность выбрать один из нескольких тарифов, и бортпроводникам действительно удается совершать личные перелеты по приятным корпоративным условиям. Но это не означает, что все путешествия проходят исключительно в бизнес-классе.
«В нерабочее время компания представляет комфортные условия для путешествий как нам, так и членам наших семей. Например, есть возможность летать раз в год в бизнес-классе со скидкой 50%», — поделилась Юлия.
4. Бортпроводники много зарабатывают и почти не работают
В кино и рекламе жизнь бортпроводника часто показывают как нескончаемый праздник с перелетами в новые города и страны, где можно отдыхать и наслаждаться путешествиями. Отсюда складывается впечатление, что бортпроводники много зарабатывают и при этом практически не работают.
На самом деле смены могут длиться по 12-14 часов, и путешествия становятся частью рутины. Постоянные перелеты, смена часовых поясов и необходимость быстро восстанавливаться требуют от бортпроводников высокой концентрации и умения эффективно управлять своими силами и временем.
«Да, это непростая работа, — признается Юлия. — Бортпроводники выходят на работу в среднем пять раз в неделю. При этом как такового стандартного графика работы не существует. Пассажиры путешествуют в любое время дня и ночи, в любой день недели или года, и бортпроводники беспрерывно обеспечивают их безопасность и комфорт. Сегодня мой рейс может начинаться в 8 утра и заканчиваться в 18, а завтра — начинаться в 22 часа, а заканчиваться в 10 утра».
5. Стюардессы и стюарды сами выбирают свои рейсы и составляют график
Существует мнение, что бортпроводники могут свободно выбирать удобные для себя рейсы и составлять график по своему желанию. Однако расписание формируется с учетом множества факторов: требований безопасности, количества проведенных в небе часов, расписания авиакомпании и производственных нужд. Это сложная система, которая обеспечивает бесперебойную работу и высокое качество сервиса.
При этом Юлия признается, что, несмотря на составленное заранее расписание, график работы бортпроводников довольно гибкий и, как на любой работе, у сотрудников есть возможность запланировать дэй-офф в связи с личными обстоятельствами: «Мы знаем график на месяц вперед, но в течение месяца бывают и изменения. Конечно, по каким-то значимым поводам или просто чтобы провести время с семьей или друзьями у нас есть возможность выбрать выходной в определенный день месяца. А каждое направление уникально и интересно по-своему. Новый день, новый рейс, новые впечатления».
6. Бортпроводники отдыхают в шикарных отелях и гуляют по городам между рейсами
Считается, что между рейсами бортпроводники наслаждаются отдыхом в роскошных отелях и исследуют новые города. На самом деле время между полетами часто ограничено короткими пересадками и ночевками в гостиницах рядом с аэропортом. При этом качество отдыха сотрудников остается приоритетом компании, ведь им необходимо восстановить силы и быть в форме к следующему рейсу. «Так как отдыху уделяется особое внимание, то качество и уровень отеля очень важны. Компания предоставляет номера для отдыха экипажа в очень хороших гостиницах и отелях», — рассказывает Юлия.
Профессия требует умения быстро переключаться между работой и отдыхом, и времени на экскурсии и прогулки не всегда хватает. Но когда между рейсами есть достаточный перерыв, бортпроводники предпочитают проводить его за прогулками по городу, осмотром достопримечательностей и дегустацией местной кухни. «Даже если ты уже не первый раз посещаешь город, всегда находится что-то интересное и неизведанное. Наша компания имеет большую географию полетов внутри страны и за рубеж. У нас есть уникальная возможность узнать много интересного — например, увидеть озеро Байкал или океан во Владивостоке, отведать тайской кухни или посетить Бурдж-Халифа».
7. Бортпроводник — несложная профессия
Пообщавшись с Юлией, редакция окончательно убедилась, что бортпроводник — крайне сложная, ответственная, но невероятно увлекательная профессия. Выбрав ее, вы можете не сомневаться: скучать на работе вам не придется. «Я не знаю другой профессии, где требуется такое количество знаний и навыков в совершенно разных областях — от приемов оказания первой помощи до классификации опасных грузов. Бортпроводники проходят учебу и сдают тесты не реже, чем раз в полгода, а навыки проверяются непосредственно на воздушном судне в полете не реже чем раз в 12 месяцев».
Редакция поздравляет бортпроводников с профессиональным праздником и призывает всех беречь наших дорогих стюардов и стюардесс. С ними хоть на край земли!