О том, что автомобильные покрышки убивают, в мире заговорили еще лет двадцать пять назад. Сначала выяснилось, что 60% всех загрязняющий веществ в городах — это пыль от истирающихся шин. С колеса легкового автомобиля 15-го диаметра за 50 000 км эксплуатации сходит в среднем около 1,86 кг мельчайшей резиновой крошки. А с колеса УАЗа — до 4 кг.

Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине
«Гонки героев» на полигоне Кольцово Новосибирской военной академии, Россия, 2 сентября 2017 года

Чем опасна резиновая пыль

Оказалось, что резиновая пыль достаточно мелкая, чтобы попадать в легкие, и достаточно крупная, чтобы оседать там и вызывать бронхиальную астму. А еще она контактирует с кожей и слизистой оболочкой носа, вызывая аллергический ринит, коньюнктивит, крапивницу и целый спектр онкологических заболеваний. Вообще-то предприятия резиновой промышленности давно отнесены к канцерогенно опасным: у их работников риск онкологических заболеваний в 2,5 раза выше среднего. А все из-за милых веществ под общим названием N-нитрозамины. Эти канцерогены содержатся в маслах, используемых при производстве резины. Содержание N-нитрозаминов в воздухе около автомобильных трасс превышает предельно допустимые концентрации в разы. Увидишь человека, совершающего пробежку вдоль дороги, знай: может, от инфаркта он и не умрет, а вот от онкологии запросто.

Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине
Район Аль-Салми в Кувейте. Семнадцать лет свалки шин и три крупных пожара с 2012 по 2020 год вызвали озабоченность по поводу окружающей среды, что побудило власти навсегда закрыть свалку и превратить то, что когда-то было гигантским «кладбищем шин», в новый жилой город

Интересно, что N-нитрозамины могут покидать покрышку не только при ее истирании. При нагреве на солнце, например, они отлично из резины улетучиваются. А уж при сжигании покрышек их образуется столько, что хоть лопатой грузи.

Запрещено, но не в России

Когда проблема покрышек стала широко известна, большинство развитых стран приняли законы о недопустимости применения веществ, содержащих N-нитрозамины. И выяснилось, что резину можно делать и без них. Резиновая пыль от покрышек, конечно, никуда не денется, и аллергические реакции она продолжит вызывать, но канцерогенов в ней не будет. Но только это в других странах: в Евросоюзе, в США. Там даже на экспорт нельзя производить канцерогенные покрышки. Западные компании, имеющие свое производство в России, утверждают, что состав их шин везде одинаковый. Хочется верить. А в шинах российского производства независимые проверки иногда находят канцерогены, иногда нет, причем в покрышках от одного производителя, просто в разных партиях.

Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине
Подготовка к Параду Победы, 29 мая 2019 года

Запрет на клумбы и лебедей

Но сказать, что у нас ничего не делают с проблемой, нельзя. Просто у России свой путь. У нас летом 2021 года запретили использовать покрышки для обустройства дворовых территорий. То есть клумбы из шин, качели и разное народное творчество из них теперь вне закона. Это неплохо: даже старая покрышка испаряет на солнышке вышеописанную дрянь. За все оставшиеся во дворах покрышки — штраф от 1 до 2 тысяч рублей с физических лиц и от 100 до 250 тысяч — с юрлиц. Кстати, согласно 12 разделу ГОСТа «Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности», автомобильные шины — отходы IV класса опасности. Четвертый класс не самый страшный, там ранг от в обратном порядке считается, как у капитанов на флоте. К нему относятся неразлагаемые отходы, которые не являются отравляющими. Что в случае с шинами может быть ровно наоборот.

Шины-убийцы: все, что нужно знать о канцерогенах в резине

Как ты уже понял, шины неполезны в любом случае, но до появления летающих автомобилей, лишенных колес, еще далеко. И все же внести свой вклад в борьбу за чистоту природы ты можешь уже сегодня. Во-первых, сдавай старые покрышки в пункты переработки. А во-вторых, перестань стартовать с пробуксовкой и тормозить «в пол». Резина прослужит дольше, а пыли от нее на километр пробега получится меньше.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов «5-е колесо», «Международный научный студенческий вестник», статьи «О выбросе твердых частиц автомобильными шинами» и «Канцерогенные N-нитрозамины. Токсические свойства, образование, определение».

Фото: Getty Images