Помнишь, как пару месяцев назад Валентина Матвиенко говорила, что в России даже своих гвоздей не производят? Так вот. Оказалось, что не только с гвоздями проблема. Кирпичи, саморезы, плитка и керамогранит, монтажные пены и герметики — все это (и не только) скоро может стать историей.

Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии поделилось с «РБК» результатами исследования, из которого выяснилось, что выпуск половины всех видов стройматериалов в России зависит от импортного оборудования минимум на 70%.

России предрекли критический дефицит стройматериалов. Что теперь делать?
Строительство жилого комплекса. Барнаул, Россия, 7 июля 2021 года

Как исследовали

Чтобы охватить основную долю рынка, Национальное объединение производителей строительных материалов и строительной индустрии (НОПСМ) вместе с аналитическим центром промышленности стройматериалов СМПРО опросили 25 ассоциаций производителей стройматериалов. А те в свою очередь собрали данные у производителей. Основная цель исследования — проверить, насколько отечественное производство стройматериалов зависит от Запада.

Проанализировав в общей сложности 26 позиций (от цемента и арматуры до потолков и красок), исследователи выяснили, что 11 из них примерно на 100% зависят от импортного оборудования.

Что в России полностью производят на иностранном оборудовании?

Среди тех стройматериалов, что в России производят целиком на иностранном оборудовании, оказались кирпич, плитка и керамогранит, сантехническая керамика, саморезы, герметики и газобетон. Производители строительной химии от импортного оборудования зависят на 90%, сухих смесей — на 80%, минеральной изоляции — на 70%. Производство остальных стройматериалов не такое зависимое, но цифры там не сильно ниже.

Какие материалы в России не производят?

Пусть и на импортном оборудовании, но Россия пока умеет производить практически все стройматериалы. По данным Минпромторга, доля импорта составляет около 4%. А вот что у нас так и не научились или не захотели делать, так это фасадную клинкерную плитку (97%), саморезы и фасадный крепеж (85%), клеи и герметики (80%).

Есть еще проблемы с сырьем. Из-за границы в Россию привозят около 85% цветных пигментов для производства красок и 80% сырья — для монтажных пен (компоненты для самой пены и фурнитура для баллонов).

А нам-то что?

По словам исполнительного директора СМПРО Евгения Высоцкого, за последние 15–20 лет практически вся современная индустрия стройматериалов создана на западном оборудовании и западных комплектующих. Они экологичные, энергоэффективные, дают низкую стоимость продукции. А советское машиностроение в этой области практически полностью прекратило существование, средства производства «ушли в утиль», потому что спроса на них не было. И вот к каким выводам пришли эксперты на сегодняшний день:

  • зависимость от импортного оборудования в сфере производства стройматериалов — колоссальная;

  • сейчас оборудование функционирует, есть его чертежи, но производить даже по образцам мы пока не можем;

  • высокая зависимость от западных станков начнет ощущаться уже в этом году, а связанные с ней проблемы будут нарастать валом;

  • если текущая ситуация сохранится, максимум через год из-за невозможности замены деталей производство начнет сокращаться, а качество выпускаемой продукции — снижаться.

Что дальше?

Если совсем ничего не делать, то, по прогнозам исполнительного директора ассоциации «Безопасность и качество» Александра Акимова, уже в 2025–2026 Россия столкнется с критическим дефицитом стройматериалов. Из-за этого под угрозой окажутся реализация нацпроектов и достижение плановых показателей. С этим согласен и исполнительный директор СМПРО Евгений Высоцкий.

Как собираются выходить из ситуации?

У нас все еще остались Белоруссия, Иран, Индия и Китай, где производители ищут пути замены западного оборудования. Также, по мнению участников исследования, с проблемами могут справиться «системные решения от государства» — чтобы и собственное производство наладить, и людей научить работать с ним. На все про все у производителей есть два-три года. А в Минпромторге предлагают все те же меры поддержки: льготные кредиты и компенсации затрат тем, кто решится поднимать отечественное станкостроение.

Еще один вариант (на наш взгляд, самый нежелательный) — научиться жить при нехватке примерно всего. Такого тоже исключать нельзя. На днях, например, стало известно, что в России появился дефицит беспилотников. Что-то нам подсказывает, что это не последние дефицитные новости.


В статье использованы материалы РБК.

Фото: Shutterstock/Fotodom.ru