Продавать просроченные продукты в России нельзя. Даже с огромной скидкой. Отдавать их на благотворительность — тоже. Кому вообще нужна такая благотворительность? Единственный финальный пункт для еды с истекшим сроком годности — утилизация. Но ритейлеры все-таки нашли, как и кому можно продать просрочку.
В Ассоциации компаний розничной торговли подсчитали, что только крупные торговые сети, которые входят в АКОРТ (магазины «Азбука Вкуса», «Ашан», «Глобус», «Дикси, «Лента», «Магнит», «Метро Кэш энд Керри», «О’кей», «Спар», «Перекресток», «Карусель»), теряют до 7% от розничного товарооборота. Это около 700 тысяч тонн еды в год. Четверть из этого числа — торты, молочка, мясные деликатесы, колбаса и бакалея, треть — мясо, рыба и птица, 45% — фрукты и овощи. Все это отправляется в утиль. Сплошные потери (за утилизацию тоже надо заплатить).
Терять деньги не хочется никому, поэтому ритейлеры ищут способы если не заработать, то хотя бы сэкономить. Например, в X5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и «Карусель») с 2019 года за символическую плату продают фермерам хлеб, овощи, фрукты, потерявшие товарный вид, или если их срок годности подходит к концу.
В «Магните» пошли дальше и стали искать покупателей просроченных товаров, чтобы к 2025 году вдвое снизить объем «съедобного» мусора. В документах компании, с которыми ознакомились «Известия», говорится, что ритейлер планирует «оптимизировать свои закупки у поставщиков, передавать продукты на переработку, а также продавать просроченные продукты контрагентам».
Говоря человеческим языком, это означает, что компания планирует разделить отходы на однозначный мусор и на те, что могут быть полезны специализированным переработчикам, а финальным потребителем станут компании, производящие корма для животных и удобрения. Если эксперимент пройдет успешно, его поставят на поток.
А пока можешь прочитать «5 самых распространенных мифов о кормах для кошек». Тем более что некоторые зарубежные производители уже приостановили производство кормов для животных в России.