Пользователь «Твиттера» с ником «Мы здесь всласть» @skivtg запустил тред о том, как делают передачи «Пусть говорят» и «Прямой эфир»: «Тут такие дела, я же пять лет работал в редакции у Малахова (три года на Первом, два года на „России“). Наверняка многим интересно, как там всё устроено».
За сутки тред собрал восемь тысяч лайков. С одной стороны, откуда в «Твиттере» взяться зрителям «Пусть говорят»? Не пропустят ли они свежий выпуск «Давай поженимся», пока читают треды? С другой стороны, «Пусть говорят» — это фабрика мемов и вообще долгоиграющий продукт, известный всем.
Передачу «Пусть говорят» запустили в июле 2001 года. Если тебе больше тридцати, то ты наверняка помнишь, что в те годы шоу называлось «Большая стирка». Смысл названия, по словам съемочной группы, — «пока работает ваша стиральная машина, а работает она час, вы сидите и смотрите ток-шоу, чей хронометраж совпадает со временем стирки». В 2005 году передача получила название «Пусть говорят» и стала более скандальной и мрачной.
Шоу выходило под руководством Малахова вплоть до 2017 года, пока его не сменил Дмитрий Борисов. Нас, конечно, интересует период Малахова. Итак, обратимся к треду.
Про эфиры
Все* истории в таких ток-шоу правдивы. Задача редакции — найти историю, найти и уговорить будущих героев на участие в съемке, довезти их до студии и постараться по максимуму накалить драматургию на площадке.
* Об историях со звездочкой ниже.
Истории со звездочкой (*) — это постановки Гогена Солнцева и похожие. Этот чел сам нанимает актеров, репетирует с ними, а потом на голубом глазу продает их редакциям. Он делает вид, что это правда, редакторы делают вид, что верят ему. Все счастливы, рейтинги зашкаливают.
Обязательное условие качественной драматургии программы — участие нескольких спорящих сторон конфликта. Минимум две, а лучше больше. Задача шеф-редактора написать такую верстку и такой порядок выхода героев, чтобы накал в течение эфира только нарастал.
За редким исключением все эфиры (в том числе «Прямой эфир») идут в записи. Иногда пишется по 3-4 программы за день. Отснятый выпуск про Диану Шурыгину месяц лежал «консервой», потому что никто на ее успех не ставил.
Разумеется, драки на площадке приветствуются. Каюсь, как-то накручивая одного ревнивого мужика, я заработал себе соответствующую ачивку.
Программа может и не дать рейтинг, но тебя не забудут похвалить за пролитые в студии кровь и слезы.
Про героев
Работа над найденной историей начинается с поиска ее героев. Чаще всего через соцсети. Если герой не отвечает, начинается спам всем его друзьям. В глухих деревнях нужных людей часто находят через почтальонов.
Уговоры будущих героев — самая сложная часть работы редактора ток-шоу. Задача по телефону убедить человека, что он должен прямо сейчас со своей бедой прилететь в Москву и рассказать о ней всей стране.
Важная задача на съемке — «накрутить» героя перед его выходом на площадку. Стороны конфликта спрятаны друг от друга вокруг студии, и возле каждой сидит редактор, который должен всячески провоцировать героев на выплеск эмоций на площадке.
Так как доверчивых героев часто крадут, их приходится охранять. Однажды я трое суток провел на матрасе в коридоре женского отделения больницы, где лежала порноактриса Лола Тейлор, потому что за ней охотились НТВшники. Зато я теперь знаю о порноиндустрии всё.
Герои условно делятся на «звездных» и «простых». Простых героев мотивируют обещаниями о юридической, психологической и информационной поддержке. Мотивация деньгами — самый крайний случай. Звездные герои в большинстве случаев без круглых гонораров на площадку не выйдут.
Про гонорары
Потолок гонорара для «простого» героя — 50 т.р. Диана Шурыгина если и получила миллион, то только если сложить гонорары ее и всей ее семьи за все пять съемок.
В среднем люди из глубинки готовы выворачивать белье за 10-20 тысяч.
«Звездные» гонорары, конечно, выше. Лично торговался с тем же Солнцевым, который хотел за свою историю про а-ля украденные им в магазине трусы 200 т.р., а мы не хотели платить за нее больше 150.
Но там всегда опционально, всё зависит от масштаба и звезды, и истории.
Зато у Гогена Солнцева «совершенно случайно» оказываются контакты и продавщицы трусов, и ее крикливой матери, и ее драчливого брата. Платить им обычно уже не нужно ;)
Одна из сильнейших мотиваций для многих — побывать в Москве, оказаться в «Останкино», прикоснуться к Андрею Малахову.
Героям оплачивается весь трансфер туда-обратно, проживание и питание в гостинице в районе ВДНХ.
Обещания героям стараются выполнять. По необходимости юридическую и медицинскую помощь чаще всего оказывают юристы и врачи, которые в студии с мест экспертов берутся помогать людям для самопиара (надеюсь, не только ради него).
Про массовку
Прийти в качестве зрителя можно когда угодно, но, в отличие от какого-нибудь Урганта, проходная к Малахову от желающих не ломится. За относительно небольшие деньги (до 500 рублей за съемку) нанимают пенсионерок. Вот от них проходная как раз ломится.
Про темы
В основном бытовые истории для программы находятся в региональных новостях. Но изредка удачную тему можно найти в письмах, которые пишут в редакцию. Вот прям в бумажных и рукописных на улицу Академика Королева, 12. Впрочем доходят даже просто конверты с надписью «АНДРЕЮ МАЛАХОВУ!»
8 из 10 писем — помогите поставить покосившийся забор, поставить на место чиновников, побывать в Москве, вернуть зрение, подарите стиральную машину.
1 из 10 — с просьбой помочь найти и вернуть брата, свата, сына, деда.
1 из 10 — письма от сумасшедших, их я откладывал в отдельную папочку.
Зачастую люди звонят Малахову от безысходности, видя в нем для себя последнюю надежду.
Большинство звонков и писем начинались с «простите, это крик души» и «не знаю, куда еще обратиться». Однажды мне позвонила женщина, которая, крича навзрыд, рассказала, что прямо сейчас ее брат зарезал ее мужа. Телефон редакции ПГ она нашла раньше других экстренных номеров.
Про Малахова
Сам Андрей Малахов — норм чел. Когда на «России-1» он стал владельцем собственного продакшна, он проявил себя и как достойный руководитель. Беспокоился о нуждах редакторов и корреспондентов, об атмосфере в редакции в целом.
Однажды Андрей ворвался в редакцию с бешеными от восторга глазами после просмотра «Выжившего». На следующий день он повел всех в кинотеатр «Москва» смотреть на замерзающего Ди Каприо. А там, если что, кресла с кнопкой вызова официанта и попкорн с трюфелем.
О работе редактора
В редакциях ток-шоу бешеная текучка. Стрессовая работа с 11 утра и «до упора», к тому же вынуждающая к притворству и двоемыслию. Больше всего было девочек из регионов, готовых на всё, чтобы прикоснуться к телевизионной жизни. Я почти всегда был единственным москвичом в редакции.
Но есть и мастодонты жанра, работающие с Андреем со времен «Большой стирки» и «Пяти вечеров» (олды тут?). Это женщины в районе 40-50. Вот они, боюсь, уже настолько профдеформировались, что, на мой взгляд, нуждаются в долгой психотерапии.
Почему я там работал? Потому что поначалу часть программ РЕАЛЬНО помогала людям. Благодаря нашим эфирам предавались огласке истории, которые в ней нуждались (мы сняли 13 эфиров про сестер Хачатурян), встречались разлученные семьи, анорексички толстели, толстые худели.
Наша бригада специализировалась на «встречах». Это такое «Жди меня» с сюжетом. Мы находили детей, брошенных родителями десятки лет назад, детей, усыновленных в 90-е в США, и т.д., привозили всех в Москву и встречали их у нас в студии. Слезы, сопли и искренние слова благодарности.
И всё же рейтинги беспристрастны. Звездные истории стали давать больше цифр, и руководство стало всё чаще зарубать на этапе подготовки простые бытовые истории как бесперспективные. Ток-шоу стали еще больше скатываться во фрик-шоу.
Мои последние три программы на ПЭ были настоящей некрофилией и пляской на костях: «Кому достанется квартира покойной Элины Быстрицкой?», «Почему актер Александр Кузнецов не смог вылечиться от рака народными средствами?» и «Кому из родни Людмилы Зыкиной достанутся ее бриллианты?»
Будет интересно! Тред дня: российских артистов превращают в еду в «Твиттере».
Фото: Legion Media