Если тебе доводилось летать зимой на самолете, ты наверняка обращал внимание на то, что рейс минут на десять задерживается и машину чем-то обрабатывают. Возможно, ты даже слышал, что ее поливают антиобледенительной жидкостью. Вопрос в том, что это за жидкость. В советские времена ходили легенды, что это спирт и что якобы однажды некий безответственный радист из экипажа вертолета весь этот спирт с приятелями выпил, а машина в итоге чуть не упала (подробнее см. повесть Ю. Визбора, «Арктика, дом два»).

Фото №1 - Почему задерживают рейсы в мороз?

На самом деле, конечно, это не этиловый и даже не метиловый спирт. Обрабатывают самолеты гликолем, двухатомным спиртом. В него добавляют загустители, чтобы он образовывал пленку, препятствующую образованию льда. Существуют четыре типа антиоблединительной жидкости: первую, без загустителей, используют для очистки самолета перед стоянкой, а остальные три — для обработки техники перед полетом в различных погодных условиях. И да, заранее обработать самолет нельзя, решение об обработке принимают непосредственно перед вылетом.

Фото №2 - Почему задерживают рейсы в мороз?

Второй момент, осложняющий зимнюю работу аэродрома, — очистка взлетно-посадочной полосы от снега. Во время снегопада и после него техника работает непрерывно. Ножевые машины сгребают снег, щеточные сметают его, фрезеророторные борются с мощными сугробами, отбрасывая снег, а реактивные мощным потоком горячего воздуха плавят укатанный снег или лед и сдувают получившуюся воду в сторону. Строят реактивные снегоочистители из турбин от истребителей, установленных на тракторы.

Конечно, выход уборочной техники на полосу осложняет работу аэропорта и порой создает опасные ситуации. Так, в 2014 году в аэропорту Внуково самолет бизнес-авиации Dassault Falcon при разгоне перед взлетом столкнулся со снегоуборочной машиной. И экипаж, и пассажир, главный исполнительный директор энергетического концерна Total Кристоф де Маржери, погибли. Не пострадал только водитель снегоуборщика.

Фото: Getty Images