В районе Коломны в Московской области потерпел катастрофу «Сухой Суперджет» модели RRJ 100-95LR. На борту находились три члена экипажа. Все они погибли.
По одним данным, «Суперджет» с бортовым номером RA-89049 вылетел с аэродрома Третьяково в Луховицах и направлялся в аэропорт Внуково. По другим — совершал испытательный полет после ремонта в Жуковском. Оба этих аэродрома находятся сравнительно недалеко от Коломны.
О причинах катастрофы на данный момент ничего не известно, и выявлены они будут только после расследования.
Самолет был выпущен в январе 2015 года, передан авиакомпании «Газпром авиа» примерно через год, и эксплуатировался с начала 2016 года.
Срок службы в восемь с небольшим лет для самолета практически юность, а учитывая, что «Газпром авиа» выполняет в основном чартерные рейсы в интересах своего владельца, вряд ли его эксплуатация была чрезмерно интенсивной.
Этот «Суперджет» только что прошел плановый ремонт. В одних источниках упоминается авиазаод в Луховицах, в других — база «Гражданских самолета «Сухого» в Жуковском.
Весьма вероятно, что при расследовании будет проверены проведенные процедуры и установленные детали.
В истории «Суперджета» (у него много названий, но RRJ 100-95LR и SSJ100 это разные обозначения одного и того же типа) это третья катастрофа с человеческим жертвами и четвертый потерянный самолет.
В мае 2012 года во время демонстрационного полета в Индонезии самолет врезался в гору. Причиной стали ошибки диспетчера и экипажа.
В октябре 2015 года выполнявший регулярный рейс «Суперджет» выкатился на ремонтируемый участок взлетно-посадочной полосы в Якутске. Никто не пострадал, но лайнер был поврежден и его решили списать. Причиной стала неверная информация о коэффициенте сцепления на ВПП, которую сообщили из аэропорта.
Наиболее известная катастрофа произошла а мае 2019 года в Шереметьево — экипаж допустил грубую ошибку при посадке, самолет несколько раз ударился о ВПП с сильными перегрузками и загорелся. Суд принал виновным командира воздушного судна.
Еще один «Суперджет» был поврежден в аэропорту Мехико при транспортировке. Технически его можно было восстановить, но мексиканская авиакомпания Interjet на тот момент находилась в сложном финансовом положении и не смогла этого сделать.
Как легко увидеть, во всех случаях главной, явной и фактически единственной причиной гибели «Суперджетов» стал человеческий фактор.
Чисто статистически гибель четвертого самолета не выглядит катастрофой для репутации «Суперджета». Из выпущенных за 17 лет 232 SSJ100 сейчас постоянно эксплуатируется более 150. За 13 лет коммерческой эксплуатации четыре потерянных (а на регулярных рейсах два) это, как ни цинично звучит, довольно мало. Особенно если учесть, что ни одна из предыдущих катастроф не случилась по вине самого самолета.
Как уточнили оперативные службы, самолет пилотировали экипаж «Гражданских самолетов Сухого». Одной из вероятных причин называют отказ двигателя. Это SaM146 производства российско-французского совместного предприятия PowerJet. Новые российские двигатели ПД-8 для полностью импортозамещенного SJ-100 еще проходят испытания и не могли быть установлены на этот самолет.