Фото №1 - Оказалось, что трюк с «ментосом» и колой работает по-разному на разных высотах

В наши нелегкие времена, когда судьба человечества лежит на плечах ученых, те не теряют времени зря и продолжают делать критически важные исследования. Например, насколько высота фонтана, если в бутылку колы бросить «ментос», зависит от высоты над уровнем моря. 

Оказалось, что чем дальше в горы, тем больше колы (выходит наружу в виде пены). В препринте статьи, опубликованной в журнале Chemical Education, указывается, что есть прямая зависимость «вспенивания» от атмосферного давления вокруг. 

Но сначала стоит объяснить, почему никогда не стоит заедать колу «ментосом». Пузырьки в коле — это введенный туда под давлением диоксид углерода (CO2). Если бутылку открыть, то он начинает активно испаряться — отсюда и шипение во время открытия. Если бутылку потрясти, то скорость реакции увеличится. 

Несмотря на то что трюку уже много лет и его делали, кажется, уже все взрослые и дети, точного объяснения, что происходит, когда в колу бросают «ментос», у ученых нет. Гипотеза заключается в том, что губчатая структура конфеты идеально захватывает более мелкие пузырьки, позволяя им увеличиться в порах до необходимого для резкого высвобождения энергии размерах. Но как подтвердить это опытным путем, исследователи пока не придумали. 

Томас Кунцлеман как-то заметил, что на высоте реакция происходит сильнее, поэтому он решил поставить живой эксперимент, проведя замеры на разных высотах - от уровня земли до возвышения на 4,3 км. Обрати внимание, что ролик опубликован в 2018 году, а научная работа появилась на сайте журнала только 27 февраля. Писать про колу с «ментосом» непросто.

Вот крайние значения эксперимента: 300 метров — наполнение 0,65 литра, 4,3 км — наполнение в 1,7 литра. Что означают эти исследования? Они доказывают гипотезу об оптимальном размере пор у конфет «ментос». 

Главный вопрос: что даёт этот эксперимент человечеству? И ответ на него не сразу очевиден: с одной стороны развлечение с колой и «ментосом» — удел школьников. С другой стороны — это самый любимый эксперимент школьников, который они чаще всего просят объяснить у учителей физики и химии. популяризаторы науки уверены, что успешно объяснённая научная аномалия — лучший способ вызывать у учеников интерес к науки. 

Заинтересовавшись, они пойдут в университет. И, может быть, много лет спустя напишут полезную для человечества научную работу.