У настоящего мастера каждая идея воплощается в жизнь. А у совсем настоящего мастера, каким, несомненно, является верховный скульптор Всея Руси Зураб Церетели, в жизнь воплощается даже та идея, которая уже один раз воплощалась! Причем с минимальными изменениями.
Весной 2008 года Церетели презентовал миру свою скульптурную композицию «Жены декабристов. Врата судьбы», посвященную, как несложно догадаться, женам декабристов. Композиция включала 11 женских фигур, фигуру девочки и 5-метровые ворота с именами сосланных и казненных декабристов и строками Пушкина «Во глубине сибирских руд». Композиция разместилась в столичном музее Зураба Церетели на Пречистенке. Пока все звучит вполне прилично. Но стоит дочитать до следующего абзаца...
Осенью 2015 года Церетели подарил Басманному району Москвы памятник, посвященный 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. Памятник установили на площади Разгуляй. Честно говоря, он вызывает вопросы даже у тех, кто не видел других работ Церетели. Например, почему женщина времен Великой Отечественной войны одета как монахиня XIX века? Почему во времена, когда единственной официальной религией было служение партии, на шее у нее крест? И, наконец, почему стоящая рядом с женщиной девочка приподнимает юбку, как будто собирается переходить ручей вброд?
Но стоит посмотреть на памятник жене декабриста и на памятник жене народного ополченца, и все эти вопросы уступают место одному единственному: «Вы серьезно, Зураб Константинович?!»
Совершенно очевидно, что памятники, за исключением незначительных деталей, идентичны. За исключением одной-единственной детали: у жены декабриста в руках икона, у жены ополченца в руках его портрет. Ну и девочку скульптор немного подправил — укоротил юбку и убрал старомодный бант с талии.
Согласись, довольно странная идея — подарить городу копию своего уже существующего памятника. И если Церетели считал, что его сноровистость останется незамеченной, вынуждены разочаровать мастера. В районной группе Басманный LIVE вовсю обсуждают идентичность памятников. Одна из участниц группы написала в комментариях, что даже сдавала на деньги памятник. «Мало того, с нас деньги в приказном порядке собирали, потом увидела репортаж, где Церетели говорил, что подарил это городу... Где мой взнос? Это на работе».
В общем, ты только что прочитал очередную историю из области зашкаливающего цинизма, но в этот раз не в отечественной политике, а в отечественном искусстве.