«Стокер Горбачева» и «памперсы»: краткий гид по сленгу железнодорожников

К выходу специальной серии про поезда «Сапсан» в проекте «Мега-пит-стопы» на Discovery Channel, мы решили познакомить тебя с самыми популярными у железнодорожников словечками. На случай, если ты когда-нибудь решишь вступить в задушевную беседу с проводником.

Есть у железнодорожников свой особый тайный язык, который понимают только две категории людей: другие железнодорожники и те, кто внимательно прочитает эту статью. Ты же хочешь попасть во вторую, верно?

А когда дочитаешь статью, не забудь поставить будильник на 11.00 утра 18 мая 2019 года и посмотреть специальную серию проекта «Мега-пит-стопы», посвященную «Сапсану».

Веселые старты

У железнодорожников все в порядке с юмором: процесс перебегания безбилетников в уже проверенный вагон они сравнили с популярной игровой эстафетой, к участию в которой обычно привлекают от детсадовцев до вполне себе солидных взрослых на всяких праздниках и фестивалях в возвышенных целях оздоровления и сплочения нации.

Смотреть телевизор

Сотрудникам железной дороги довольно интересно наблюдать за пассажирами, для которых они придумали множество ласковых прозвищ – от «парашютистов» до «диверсантов». Когда же они делают это сквозь дверное отверстие, то сам процесс именуют не иначе как «смотреть телевизор». Видимо, для них вся жизнь — ТВ, а люди в нем актеры!

Машинищенствовать

Что делают на работе машинисты? Конечно, машинищенствуют! По крайней мере, в этом убеждены они сами. Правда, по данным РЖД, средняя зарплата машиниста поезда в России составляет 70 тысяч деревянных в месяц… Понятно, что у всех потребности разные — но нищенство? Либо это сарказм, либо наглость (либо нам чего-то недоговаривают).

День костыля

Этот праздник в стране ежегодно отмечают в первое воскресенье августа, вот только известен он больше как День железнодорожника. Сами же сотрудники «железки» прозвали так свой профессиональный праздник не потому, что их работа рано или поздно доводит до костылей (хотя мы, признаемся, подумали в первую очередь именно об этом), а потому, что без костылей не было бы железной дороги. Разумеется, речь идет о путевых костылях — так называются специальные гвозди, которыми скрепляют рельсы и шпалы в железнодорожном полотне.

Желтуха

Этим словом железнодорожники называют вовсе не вызванное избытком билирубина характерное окрашивание кожи и слизистых, а сигнальные жилеты «путейцев» (то есть работников путевого хозяйства). Для разнообразия их же иногда именуют «канарейками». Наверное, не нужно объяснять почему?

Памперсы

Памперсы нужны не только детям и даже не только людям, но и… железным дорогам. Вот только железнодорожные памперсы связаны вовсе не со справлением физиологических нужд — так сотрудники ж/д называют стеклоткань, которую подкладывают под балласт железнодорожного пути для улучшения водоотвода.

Октябрята

Этим ласковым прозвищем в железнодорожной индустрии наградили работников Октябрьской железной дороги. Кстати, им даже очень повезло, в отличие, например, от членов локомотивной бригады депо Бабаево — «бабуинов», а также машинистов депо Тайга — «козодоев». Вообще же свое прозвище есть почти у каждой локомотивной бригады, причем многие из них не согласны со своими и в отместку стараются придумать коллегам клички пообиднее.

Савелий Петрович

Савелий Петрович — лучший друг машиниста пригородной электрички. Он запросто может взять на себя управление движением поезда, причем ведет его не абы как, а применяя математически обоснованный энергосберегающий алгоритм: знает, когда нужно тормозить и делает это с высокой точностью, оповещает пассажиров о маршруте и остановках, выполняет кучу другой рутинной работы, а еще дает ценные подсказки самому машинисту, когда тот решает какое-то время вести поезд самостоятельно. В общем, как ты мог догадаться, Савелий Петрович — это система автоматизированного ведения пригородного электропоезда. Сокращенно САВПЭ.

Стокер Горбачева

Стокером называют подъемник для механической загрузки топлива в топку. Раньше по тем или иным причинам помощники машиниста были вынуждены заниматься отоплением паровоза вручную, они называли этот процесс «стокером Горбачева». При чем тут Горбачев? При том, что делать это было очень тяжело, особенно если паровоз был мощным, то есть приходилось горбатиться.

Разлука

Это жаргонное обозначение колеса винтового реверса у паровоза. Говорят, что в былые времена, когда машинистам приходилось часто менять направление хода движения поезда и это вынуждало их нудно крутить и крутить реверс, как шарманку, они нередко напевали: «Разлука ты, разлу-у-ука...»

Генерал

Жаргонные названия паровозов и составов — отдельный и довольно богатый пласт железнодорожной лексики. В частности, прозвище «генерал» получил в свое время паровоз П36, который выпускался в 1950-х годах. Этого почетного звания он удостоился благодаря характерным цветным полосам по бокам, которые чем-то напоминают лампасы.

Машка

Как только ни называли в разных регионах и странах построенный в 1965 году тепловоз М62: «малышкой», «мопедом», «мухой», «Маруськой», «Мунькой» — разумеется, из-за созвучия. Но были и ренегаты, которые решили пойти наперекор мейнстриму: в ГДР тепловоз прозвали «таежным барабаном», в Польше – «Гагариным», а в Венгрии и Чехословакии – «Сергеем».

Но самым популярным прозвищем тепловоза было и остается «Машка», полученное благодаря начальной букве серии. К слову, помимо «Машки» обыкновенной есть еще «двойная Машка» (двухсекционная модификация 2М62) и «умная Машка» (тепловоз серии М62У).

Кенгуру

Кенгуру — это не только ценный мех, но и… фирменный поезд № 35/36 «Сибелиус», соединявший Хельсинки и Питер с 1992 по 2010 год. В свое время финны прозвали его так, потому что после трех часов ровной езды состав начинал прыгать. Впрочем, наши соотечественники утверждают, что это финнам мерещилось от излишней избалованности.

Бешеные

«Бешеные» — это не только зверские радикалы французской революции и фильм Эрика Ханнецо (тоже внезапно француза), но и название ряда скоростных поездов, в том числе и легендарного ЭР200. Электропоезд Рижский (ЭР) гонял по линии «Москва — Санкт-Петербург» с эксплуатационной скоростью 200 км/ч — обороты на тот момент действительно бешеные. Такие показатели позволяли ему пролетать от точки А в точку Б примерно за 4 часа: в августе 2006 года (аккурат ко Дню костыля) ЭР200 прошел весь маршрут за 3 часа 55 минут.

Сегодня между Питером и Москвой гоняют еще более шустрые поезда — «Сапсаны», которые могут развивать скорость до 250 км/ч. Узнать много нового о том, кто и как обслуживает и ремонтирует эти поезда, ты сможешь в выпуске проекта «Мега-пит-стопы», который будет показан 18 мая в 11.00 на Discovery Channel. Ну а другие серии программы, выходящие каждую субботу в 11.00, помогут тебе нескучно пополнить багаж знаний о самых крутых современных поездах, самолетах, кораблях и других транспортных средствах!

Комментарии

0
под именем