Авторы исследования — Всероссийский центр общественного мнения и Центр политической конъюнктуры — решили выяснить представления россиян об идеальном политическом лидере на примере популярных киноперсонажей. Добровольцев не спрашивали напрямую, кого б они хотели видеть во главе страны — Шурика, Бывалого или Калугину. Опрос состоял из нескольких окольных этапов.
1. Социологи составили список самых знаковых для россиян персонажей фильмов (не будем забивать твою хорошенькую головку описаниями сложных методик, сразу назовем результат):
Катя Тихомирова («Москва слезам не верит»),
Семен Семенович Горбунков («Бриллиантовая рука»),
Андрей Обнорский, («Бандитский Петербург»),
Данила Багров («Брат», «Бра- 2»),
Мария Швецова («Тайны следствия»)
Валерий Харламов («Легенда номер семнадцать»)
Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»)
профессор Преображенский («Собачье сердце»)
Саша Белый («Бригада»)
Антон Городецкий («Ночной Дозор»)
отец Анатолий («Остров»)
2. Затем был определен топ-3 важнейших, по мнению наших с тобой соотечественников, качеств политического лидера.
Честность (44%)
Образованность и компетентность (31%)
Близость к народу (26%)
3. Дальше респондентам предложили выбрали киногероя, который в наибольшей степени обладает вышеупомянутыми опциями. Персонажи выстроились в таком порядке:
Штирлиц — 20%
профессор Преображенский — 12%
Данила Багров — 11%
Мария Швецова — 11%
Катя Тихомирова — 9%
Валерий Харламов — 6%
Семен Семенович Горбунков — 4%
Саша Белый — 4%
отец Анатолий — 3%
Андрей Обнорский — 2%
Антон Городецкий — 1%
3% набрал вариант «Другое», 13% затруднились с ответом.
4. И наконец у волонтеров спросили, готовы ли они на выборах президента проголосовать за киногероя — воплощение идеальных качеств.
Скорее да — 50%
Точно да — 25%
Скорее нет — 12%
Точно нет — 8%
«Умный силовик (Штирлиц) продолжает оставаться в российском массовом сознании самым устойчивым кинообразом с позитивными политическими коннотациями. Отчасти это можно объяснить сохраняющейся востребованностью качеств, которые воплощает герой Вячеслава Тихонова. Отчасти лидерство Штирлица объясняется работой СМИ, которые на протяжении последних двадцати лет воспроизводили связь между Штирлицем и Путиным», — сказано в
Рост популярности профессора Преображенского (в аналогичном опросе 1999 года он набрал лишь 3%) социологи объясняют тем, что у общества есть потребность в политике нового типа: успешном, находящемся во враждебном социальном окружении, демонстрирующем развитое чувство здравого смысла и иронии, не боящемся открыто высказывать мнение и не скрывающем критического отношения к положению дел в стране.