Есть классическая американская история основателя ИТ-компании: бросить престижный университет, на коленке собирать компьютеры, объявить войну какому-нибудь корпоративному монстру, выиграть ее и т.д. Эти ролевые модели написаны по Стиву Джобсу, Биллу Гейтсу и Марку Цукербергу. Но в середине нулевых активность IT-компаний начала смещаться в сторону бурно растущего Китая.
С одной стороны, сыграл свою роль
Конечно, в китайском чуде должны были появиться свои IT-пророки, ставшие миллиардерами и примерами для подражания. Один из них — Джек Ма (китайское имя — 马云, Ма Юнь, то есть «лошадь облако»). Его история даже смешнее американских IT-миллиардеров: в университет он смог поступить только с третьего раза, выучился на преподавателя английского языка, в Китае, по его собственному рассказу, его не взяли работать даже в KFC.
В 1995 году он съездил в США, где увидел, что такое Интернет. Оттуда узнал, что о Китае в нем нет вообще ничего, поэтому решил создать студию по разработке сайтов. Студия позже превратилась в Alibaba Group — электронную площадку для малого и среднего бизнеса. Уже в составе группы компаний появилась площадка Taobao — крупнейшая нынче торговая платформа в Китае, по объему товарооборота сравнимая с Amazon. Компаньоном к ней разработали платежную систему Alipay. А в 2010 году уже появился AliExpress, который немедленно прозвали «новым шелковым путем»: там китайские компании смогли продавать свои товары всему миру.
10 сентября Джеку Ма исполнилось 55 лет, и миллиардер позволил себе подарок — уйти в отставку,