Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

В старинном московском особняке Салтыковых-Чертковых кипят нешуточные страсти. В историческом здании появился крепостной театр. Здесь есть все — от великолепных нарядов до крестьянских рубах, от тайн и интриг закулисной жизни до настоящей любви.

27 декабря 2022Обсудить

Путешествие во времени 

Усадьба в самом центре Москвы, на Мясницкой улице, стала главной резиденцией Нового театра. Неповторимая аура здания вдохновила Эдуарда Боякова на создание иммерсивного спектакля «Лубянский гример», связанного с историей крепостного театра XVIII–XIX столетий. В основу постановки легли произведения Николая Лескова. 

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

Особняк построили в расцвет крепостного театра в России, тогда их было больше сотни. Гостями усадьбы были Пушкин, Гоголь, Толстой… А еще это одно из немногих зданий в центре Москвы, уцелевших во время пожара 1812 года. Говорят, сам Наполеон провел здесь несколько ночей и остался в восторге.

Зрители могут следить за сюжетом «Лубянского гримера», прогуливаюсь по анфиладам старинного дома с зеркалами и готической лепниной, дубовыми панелями, каминами, мавританской мозаикой, мраморными лестницами, выстроенными по проекту знаменитого архитектора Шехтеля.

Зрители делятся на четыре группы по 50 человек, и каждая группа идет по уникальному маршруту, своему пути, чтобы почувствовать себя в эпицентре увлекательных событий, связанных с историей крепостного театра и зарождением светлой и искренней любви. В финале все гости встречаются в традиционном зрительном зале, чтобы стать очевидцем финала истории.

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

Концепция «театр в театре» позволяет максимально широко охватить все формы театрального искусства. В спектакле органично сочетаются самые необычные виды хореографии и пения — от полонеза до индийских танцев, от русского фольклора до французских песен и хинди.

Рождение русского театра 

В постановке одновременно разворачиваются несколько сюжетных линий. Первый — о любви художника и крепостной актрисы, второй — история рождения русского театра. 

Роль Графа К. исполняют Леонид Якубович, Эдуард Флеров и Артем Орлов. В окружении напомаженных актрис, наряженных в эротичные кринолины и лифы, граф выглядит скорее изнеженным и взбалмошным, чем грубым.

Роль хозяйки театра Любови Онисимовны, в прошлом крепостной актрисы, играют Евдокия Германова и Татьяна Шалковская. Именно эта героиня раскрывает истинное положение артистов. Если кто-то из них перепутал или забыл слова, того непременно ждала показательная порка даже в антракте — зрители могли услышать стоны и вопли несчастных.  Крепостных жестоко били и за грубость дворецкому, а за амурную историю с фавориткой графа могли замучить до смерти. 

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

В созданный Эдуардом Бояковым мир крепостного театра веришь, зрителя действительно погружают в совершенно иную реальность, где за окнами усадьбы нещадно пытают провинившихся крепостных, где дверь из шикарного дубового зала ведет в телятник с аутентичными досками и живыми курами и козой, где  костюмы (роскошные корсеты, подъюбники с кольцами, соблазнительные чулки на поясах, туфли на высоких каблуках, напудренные парики и многое другое) тщательно продуманы художником Алисой Меликовой. Песни исполняют профессиональные певицы Ольга Зрилина и Таисия Краснопевцева, соблазнительные танцы поставлены Аленой Гуменной, а чарующе-трогательная музыка специально для этого спектакля написана Василием Поспеловым и Андреем Березиным. 

Концовку этой гениальной постановки невозможно угадать. Если без спойлеров, то можно сказать одно: страдания крепостных артистов  заканчиваются, «скучный, безбожный, жестокий» театр исчезает, а на его место приходит современный театр. 

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

Новая актерская школа 

В спектакле более 30 персонажей. Роль основателя театральной системы исполняют Валентин Клементьев, Эдуард Йоонас и Максим Линников. В главных ролях Дарья Дуженкова, Кирилл Клименко и другие. 

Актерский состав формировался  очень тщательно, в постановке играют профессиональные актёры. Наравне с заслуженными и народными артистами РФ играют выпускники Школы Нового театра, созданной Эдуардом Бояковым совместно с университетом «Синергия».

Крепостной театр в усадьбе XVIII века: чем удивил зрителя «Лубянский гример» в Новом театре?

«На кастинге мы разыгрывали сцены из „Лавра“, читали стихи Иосифа Бродского, — говорит актриса и выпускница Татьяна Орлова. — Мне, безусловно, пригодились знания и навыки, полученные в Школе Нового театра». 

Художественный руководитель Эдуард Бояков объясняет: «Одна из основных задач учебного заведения — стремление вернуть зрителей к истинному началу и великим образцам культуры, чтобы взрастить поколение целостных личностей — полноправных наследников классики, способных перенести усвоенные принципы в жизнь. Здесь современность сплетается с традицией, приоткрывая студентам новое измерение вечности».

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения