Планировать отдых заранее — это нормально. Это выгодно? и вообще все люди так делают. А вот когда отпуск слетает из-за не зависящих от тебя обстоятельств (например, купил ты путевку 23 февраля по выгодной цене, а на следующий день началась спецоперация со всеми вытекающими) — это не круто.

Турция (а кроме нее у нас осталось не так уж много заграничных курортов) уже прогнозирует, что из-за санкций и всего такого турпоток из России у них в этом году снизится на 50%. И снизится он не только из-за того, что стоимость путевок в РФ резко взмыла в недосягаемые высоты, а еще и потому, что туроператоры аннулируют туры.

Как быть, если ты оказался в этой лодке, можно ли вернуть деньги за не состоявшееся из-за форс-мажора путешествие и вправе ли компания оставлять твои деньги на депозите?

Как вернуть деньги за путевку, если твой тур аннулировали

Может ли туроператор оставить деньги на депозите?

Туристические компании могут так сделать, но только с твоего согласия. По идее, тебе должны предложить несколько вариантов того, как ты будешь распоряжаться своими деньгами: вернуть, оставить на депозите до лучших времен или слетать на эти деньги в отпуск, выбрав из актуальных предложений. Если ты согласишься, так сказать, заморозить деньги, туроператор так и сделает. Если захочешь вернуть, а компания скажет, что пусть они еще немного полежат — это нарушение. Если оператор отказывается от выплаты, можешь потребовать еще и штраф за несвоевременный возврат.

Если ты решишь оставить деньги на депозитном счете, ты сможешь ими воспользоваться позже, выбрав путевку у той же фирмы, которой отдал деньги.

На что имеют право туристы?

Ты можешь в любой момент расторгнуть договор с туроператором по собственной инициативе. Тогда тебе вернут деньги, но не все. Кроме тех расходов, что турфирма уже потратила на твою поездку. Расходы эти нужно будет доказать документально. Например, предъявить договор и платежные документы, которые докажут, что туроператор перечислил невозвратный аванс зарубежному отелю. Чем раньше обратишься с заявлением об отказе от путевки, тем выше вероятность, что тебе вернут все деньги.

А вот когда договор с туристом расторгает туроператор в одностороннем порядке, да еще и без уважительной причины, тогда он обязан вернуть полную стоимость путевки. Но без нюансов здесь никуда: если обстоятельства существенно изменились и туроператор успел потратить часть денег на организацию поездки, он вправе удержать их с клиента. Такие траты тоже необходимо подтвердить.

На основании существенно изменившихся обстоятельств договор может расторгнуть и турист, и туроператор. Вот что относится к таким обстоятельствам:

  • непредвиденный рост транспортных тарифов;

  • турист заболел, ему отказали в визе или он не смог отправиться на отдых по другим не зависящим от него причинам;

  • изменились сроки поездки;

  • условия путешествия хуже, чем прописаны в договоре.

Также в договоре оговорены и другие форс-мажорные обстоятельства, среди них стихийные бедствия и спецоперации.

Сейчас многие туроператоры отменяют путевки по не зависящим от них причинам, потому что авиакомпании не могут летать за рубеж из-за закрытия воздушного пространства и риска ареста лизинговых самолетов. В этом случае договор с туристом должны расторгнуть. Но туроператор не виноват в том, что клиенты не смогут отправиться на отдых. Если турфирма до отмены путевки уже потратила часть денег на организацию тура и контрагент их не возвращает, она имеет право удержать их с клиента. Но должна будет показать договор и платежные документы, которые это подтвердят.

Как вернуть деньги?

Если фирма отказывается возвращать деньги, иди сразу в суд. Ты даже досудебную претензию направлять не обязан (такой порядок предусмотрен только для споров о качестве туров — например, если тебя должны были заселить в пятизвездочный отель, а поместили в двухзвездочный), но если направишь, то есть шанс, что фирма захочет решить вопрос в досудебном порядке и отдать тебе все, что полагается.

Если туроператор согласился вернуть стоимость путевки, но собирается вычесть расходы, которые успел понести, то должен подтвердить их документами. В законе не прописано, по какому курсу нужно возвращать деньги, если стоимость путевки рассчитывалась в валюте. Если туроператор возвращает деньги по курсу на момент покупки путевки, а ты с этим не согласен, правого определит суд.

Если, несмотря на претензию, контора откажется вернуть деньги и будет настаивать на депозите, ты вправе подать иск в суд. Это можно сделать по месту своего жительства, по адресу ответчика или по месту заключения или исполнения договора. Иск до 100 тысяч рублей направляют мировому судье, а при большей сумме — в районный суд.

А вообще, очень надеемся, что эта инструкция тебе не понадобится и ты с большим удовольствием посмотришь фото горячей чемпионки Кати Бравве в MAXIM — кадры, не вошедшие в журнал, — пока ожидаешь своего вылета.

Фото: Getty Images