Фото №1 - Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки
Фото
Getty Images

Лондонской телефонной будке исполняется в этом году солидные сто лет. Старушка хорошо сохранилась и крепко держится за свое место в британской культуре.

Прославленная красная будка появилась на свет дождливым осенним днем 1921 года (ни для кого не секрет, что в Лондоне всегда дождь и осень). Оговоримся, что она не всегда была такой красавицей.

Первый дизайн

Дизайн первых телефонных киосков имел больше общего с возникшими в те же годы полицейскими будками. Киоски с телефонами, названные для простоты K1, были прямоугольными, с пирамидальной крышей, которую украшала кованая загогулина в форме копья. А цвета они были самого разного, но чаще всего — нежно-голубого и болотного.

Фото №2 - Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки
Фото
Getty Images

Простой дизайн не понравился британцам, привыкшим к викторианской эклектике. Англичане упорно саботировали работу будок, которые, как им казалось, портили благородный облик Лондона, и сопротивлялись их установке на улицах столицы.

Тогда для разработки нового дизайна пригласили трех уважаемых архитекторов: Роберта Лоримера, Джона Бернета и Джайлса Гилберта Скотта. На последнем мы задержимся поподробнее, потому что именно Скотт сыграл в создании нового дизайна решающую роль.

Джайлз Гилберт Скотт был известным английским архитектором, спроектировавшим множество известных зданий в Лондоне — библиотеку Кембриджского университета, Леди-Маргарет-Холл, ныне не действующую угольную электростанцию Баттерси. Баттерси, гигантское кирпичное здание в модном в те годы стиле ар-деко, засветилось в фильмах «Темный рыцарь», «Доктор Кто» и ещё много где.

Однако самым известным творением Скотта стала вторая версия киоска с телефоном, по традиции получившего название К2.

Вторая попытка

Терзаемый муками творчества, мрачным лондонским вечером Скотт отправился на кладбище Old St Pancras в поисках уединения. По крайней мере, так мы представляем себе день, когда Скотт увидел мавзолей на могиле жены архитектора Джона Соуна и подумал — это то, что надо.

Не будем осуждать Скотта: украсть дизайн у Джона Соуна было честью. Среди лучших работ последнего — Банк Англии (позже перестроенный), Далиджская картинная галерея и его собственный дом в Лондоне, который сейчас стал Музеем сэра Джона Соуна.

Гробница, спроектированная сэром Джоном, имеет куполообразную кровлю, стоящую на четырех колоннах. Крыша украшена сосновой шишкой, под которой вырезана змея. Змея занята делом — она проглатывает собственный хвост, образуя таким образом символ вечности, который пользуется на кладбищах большой популярностью.

Фото №3 - Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки
Купол мавзолея, спроектированный Джоном Соуном
Фото
Википедия, David Edgar

Дизайн K2 был хорошо принят Королевским почтовым отделением. Джайлз Гилберт Скотт пожелал, чтобы K2 был окрашен в серебристый цвет с сине-зеленым салоном, но Главное почтовое управление выбрало красный цвет — как самый заметный.

Фото №4 - Как гробница на лондонском кладбище изменила дизайн знаменитой телефонной будки
Антарктида, туристка рядом с лондонской телефонной будкой возле станции Фарадей, 1981 г.
Фото
Getty Images

Было произведено и установлено около 1700 киосков.  Дизайн телефонного киоска продолжил меняться, стал менее классическим и дорогостоящим, но конструкция осталась прежней: узнаваемый прямоугольный ящик с куполообразной крышей.

С годами телефонные будки стали символом британской культуры, и, хотя в них давно уже нет нужды, сотни таких телефонов все еще стоят по всей Великобритании.