Недавно в соцсетях (а где же еще!) появился очень любопытный пост, который описывает известный многим эффект.

Случалось ли тебе обсуждать с кем-то планы о том, что хорошо бы на выходные поехать в баню, — и вдруг через час наткнуться на рекламу банных принадлежностей? Или даже просто подумать о том, что ты давно не заказывал суши, — и вдруг видеть баннер с рекламой доставки японской еды?

Фото №1 - Как «Фейсбук» узнает, о чем ты только что говорил?
Василий Ложкин. Родина слышит

Мы даже как-то смирились с тем, что эпоха Большого брата наступила и нас отовсюду подслушивают и оценивают, чтобы нам еще что-то продать.

Однако, как объясняет сотрудник одной из американских компаний, которые занимаются цифровой безопасностью, все устроено несколько иначе. Именно он написал пост о том, чем вызван эффект «чтения мыслей» в интернет-рекламе. Приведем его пост полностью:

«Недавно я вернулся домой, после того как неделю гостил у мамы. И вот в своей ленте на «Фейсбуке» я вдруг вижу рекламу ее зубной пасты. Той самой пасты, которую я выдавливал себе на щетку всю неделю. Притом что мы никогда не говорили про этот бренд и не искали ничего подобного в Google. Мистика?

Нет, как работник службы безопасности в IT-компании, я могу это объяснить.

Во-первых, соцсети и поисковики не подслушивают вас. Это всего лишь очередная теория заговора, которая опровергалась много раз».

Подслушивают или нет… Однако вот тебе на всякий случай инструкция как отключить микрофон в сторонних приложениях: «Как сделать так, чтобы твой смартфон не подслушивал тебя?»

Возвращаемся к нашему сотруднику безопасности.

«Правда состоит в том, что им не надо вас прослушивать. Та информация, которую вы даете им совершенно добровольно, не задумываясь об этом, гораздо дешевле и работает эффективнее.

Приложения собирают огромное количество информации с вашего смартфона. Его уникальный ID, местоположение, ваши анкетные данные.

Агрегаторы информации оплачивают сведения, которые поступают отовсюду. Каждый раз, когда я оплачиваю что-то, используя скидочную карту магазина, — это блок информации о том, что я купил. И она продается.

Все мои покупки в ближайшем супермаркете мгновенно можно связать с моим аккаунтом на «Фейсбуке», ведь я предоставил той и другой компании мой электронный адрес, а также мой телефон. А в пункте соглашения, записанном мелким шрифтом, согласился на предоставление информации обо мне.

А вот теперь по-настоящему сумасшедший пункт. Это правда происходит. Если агрегаторы замечают, что мой телефон долго находится в той же GPS-локации, что и еще чей-то телефон, этот человек отмечается как мое окружение.

Рекламодатели учитывают не только мои интересы, но и то, чем интересуется мое окружение! Их поисковые запросы, а также их покупки. Мне начинают показывать то, чем они интересуются, чтобы я, например, не забыл купить зубную пасту для дома.

Семья, друзья, сотрудники из той же компании. Мне показывают рекламу, основанную на их интересах! Причем для этого не надо подслушивать разговоры, достаточно проанализировать историю покупок и поисковых запросов.

Что с этим можно сделать? Я заклинаю вас, заблокируйте на своем телефоне историю отслеживания приложений. Я не хочу видеть рекламу вашей зубной пасты и бог знает чего еще!»

Ну что, впечатлился? Возможно, неприличности в твоей рекламной ленте многое расскажут о твоем соседе по офису. Или о твоем боссе. Однако учти, что и им достанутся все твои секреты!