Фото №1 - Военно-патриотический отдел MAXIM рецензирует «Спасти Ленинград»

Похоже, что чиновники культуры и продюсеры кинематографии повесили в кабинете календарь и понатыкали флажки во все важные и знаковые исторические даты. Теперь к каждой из них снимают кино. «Спасти Ленинград» подоспел строго по плану к 27 января — Дню снятия ленинградской блокады.

В Голливуде так поступали в 80-е, только снимали специализированные хорроры к праздникам и датам: Хеллоуину, Дню святого Валентина, Рождеству, Дню матери, к пятнице 13-го. Просто просекли фишку, что молодежь на праздники активно ломится в кинотеатры и на этом можно заработать.

У нас все сложнее. Российский кинобагаж сейчас находится в стадии первоначального накопления. К Новому году и к 8 Марта кинокартин выше крыши, однако очень многие даты остаются не отмеченными важным кассовым фильмом. Надо что-то и про Курскую дугу снять, и про крейсер «Варяг», и про Вещего Олега, наверное, тоже не мешало бы (хотя этого мутного типа будет тяжело к календарю привязать).

Про блокаду Ленинграда в СССР создали целую обойму фильмов. Они не очень-то на слуху сейчас, но это были ценные и важные высказывания своего времени: «Блокада», «Жила-была девочка», «Ленинградская симфония».

В современной же России как-то обходились телесериалами, да еще на днях альтернативно одаренные кинематографисты выдали беспомощную блокадную кинопьесу «Праздник», о которой лучше забыть сразу по окончании данного предложения.

Одним словом, насущность фильма сродни «Спасти Ленинград» назрела давно — осталось понять, достойно ли кино этой даты или же нет.

Фото №2 - Военно-патриотический отдел MAXIM рецензирует «Спасти Ленинград»

Сразу надо отметить, что фильм рассказывает не о блокадных годах, а о событиях сентября 1941 года, когда гитлеровские войска почти сомкнули окружение и в последнюю оставшуюся прореху устремились гражданские и военные, которым требовалось покинуть северную столицу.

То есть перед нами представитель новоявленного поджанра кино — военные трагедии о водных эвакуациях. Недавно Кристофер Нолан выдал свой «Дюнкерк» на сходную тему, а еще раньше Джон Ву снял невероятно дорогой и крайне унылый двухсерийный эпос «Переправа» о гибели лайнера с беженцами в 1949-м.

Фото №3 - Военно-патриотический отдел MAXIM рецензирует «Спасти Ленинград»

Исходная расстановка фигур следующая. У нас есть молодая дочка врага народа, у которой полыхнул бурный роман с солдатиком. У нас есть героический отряд артиллеристов, который брошен в боевую мясорубку. Имеется пренеприятнейший следователь из органов, который бабник, пижон и любитель помахать пистолетом. Куча персонажей помельче. Ну и, главное, есть баржа, прототип которой в реальной жизни носил номер 725.

Фашистов в фильме крайне мало, и тем самым кино напоминает помянутый выше «Дюнкерк». Однако если «Дюнкерк» был фильмом-экспериментом, то «Спасти Ленинград» — четкая противоположность. Кино с яростной дотошностью использует все лекала, штампы и традиции военно-исторического эпоса. И, как ни странно, это обернулось скорее плюсом, чем минусом. Ну сам подумай: нужно ли тебе артхаусное кино о военном Ленинграде?

В итоге что обещают, то и дают: бурный и нервный роман на борту обреченного судна (как в фильме «Титаник»), кровавая бойня при взятии нацистских укреплений («Спасти рядового Райана»), беспомощность при вражеском авианалете («Пёрл-Харбор») и натужно притянутый за уши хеппи-энд (весь Голливуд, вместе взятый).

При этом фильм не скатывается в пародию и старается попадать в нужные ноты. Такое ощущение, что все фальшивые ноты копили к финалу — к счастью, не сильно затянутому.

Основная претензия к кинокартине будет та, что в ней напрочь отсутствует эпический размах. Да, это история одной неудачливой баржи, а не целого города, тут грандиозность необязательна. Однако же на барже 725 в 1941-м погибло более тысячи человек. Страшная цифра! В фильме же масштаб этих потерь не осознается вовсе — даже чудится, будто большинство пассажиров спаслись (а это не так). Тем не менее сцена бури и потопления сняты отлично, цепляют.

Так же толково поставлены и боевые сцены, на что особенно приятно смотреть после всей той клюквы и балагана, которые нам скормили в недавнем «Т-34».

Одним словом, это далеко не позорное кино к памятной дате. Хотелось бы чего-то еще мощнее и проникновеннее, но это еще, надеемся, снимут. Время есть. Пока же «Спасти Ленинград» удачно заткнет ту дыру, которая у нас образовалась в военно-патриотическом календаре.

«Спасти Ленинград», режиссер Алексей Козлов. В ролях: Мария Мельникова, Андрей Миронов-Удалов, Гела Месхи, Анастасия Мельникова, Сергей Жарков. В прокате с 27 января 2019 года.