MAXIM рецензирует «Простой карандаш» — российский фильм о трудных подростках и трудных учителях

Мы бы назвали кино иначе: «Географ глобус выкупил из ломбарда».

Надежда Горелова играет учительницу черчения, тайком преподающую рисование

Интеллигентная и видом, и характером питерская художница переезжает в современную русскую глубинку. Настолько глубинистую, что Санкт-Петербург там до сих пор зовут Ленинградом.

Переезжает дама туда из-за любви. Нет, не из-за любви к искусству — подсолнухи рисовать и ухо себе отрезать она не планирует. Любовь простая, человеческая: ее муж мотает срок в местной тюрьме, хочется быть к нему ближе и папиросы приносить ему чаще.

Барышня устраивается работать на единственную должность, в которой что-то понимает: школьный учитель черчения и рисования. Если ты когда-нибудь был художником, то знаешь: почти все они ненавидят черчение. Неудивительно, что учительница стала прививать детям любовь к рисунку. А это в русской глуши опасное дело.

Одним словом, стартовый расклад сгодился бы для любого российского кино. Однако в этот раз нам удивительно повезло: перед нами не любое российское кино, а хорошее российское кино.

Режиссер Наталья Назарова (не пытайся вспоминать, ты точно раньше ничего ее не видел) сняла фильм, который выглядит ровно так, будто был снят в золотую эпоху советской социальной драмы — конец 70-х — 80-е. При этом «Простой карандаш» страшно современен. И страшен, потому что современен.

По соотношению хронометража и емкости КПД фильма высок. Всего за полтора часа нам выписали очень рельефных персонажей — и детей, и взрослых. По уши погрузили в атмосферу осеннего периферийного городишки. Пробежались по школьному быту. Рассказали историю жизни. Вспомнили прошлое, ткнули пальцем в настоящее и показали, куда плыть в будущее.

В отличие от, скажем, Звягинцева или Быкова, здесь не драма ради безнадежного самокопания, а попытка, не паникуя, нащупать какой-то выход. Ведь по ходу фильма художница пытается спасти всех в этом мире: школьников, взрослых и саму себя. А кого не получится спасти, то хотя бы понять. Это фильм о слегка неуклюжем добре.

Россия тут похожа на реальную не тем, что все пьют поголовно, — в фильме как раз алкоголь не злоупотребляется. А тем, что даже мертвые души, населяющие поселковые трущобы, только кажутся мертвыми со стороны. Стоит к ним подойти со светом — и они просыпаются.

Когда будешь смотреть (а посмотреть «Простой карандаш» нам кажется отличной идеей), обрати внимание на то, сколь актуальным и честным становится малое российское кино. Например, в картине фигурирует художник, присевший в тюрьму только за то, что якобы ударил полицейского. Когда надо высказаться по поводу ситуации в стране, в «Простом карандаше» обходятся без метафор, аллегорий и пряток между строк. Честное, прямое кино, уважаем.

«Простой карандаш» в российском прокате с 5 декабря 2019 года.

Комментарии

0
под именем