MAXIM рецензирует французский сериал по роману «10 негритят» Агаты Кристи

В детективном жанре тоже есть свои «Гамлет», «Король Лир» и «Дракула». То есть вечные сюжеты, которые заснимали до дыр, но мы все равно маниакально прилипаем к экранам, чтобы в финале раскрыть для себя главную интригу: чем сто пятьдесят шестая постановка лучше предыдущих ста пятидесяти пяти.

Ты и сам знаешь, о каких книгах речь. Две из них настрочила Агата Кристи, это «Десять негритят» и «Убийство в Восточном экспрессе», конечно. А третий роман придумал какой-то другой тип, в нем про огромную псину, которая по ночам на болотах грызла богатых наследников. Ты, должно быть, в курсе.

Любопытно, что «10 негритят» в зарубежных границах традиционно ставили не по книге Агаты Кристи, а по пьесе, которую сама писательница состряпала по заказу театралов. И снабдила ее — страшно подумать — хеппи эндом! Поэтому-то все доисторические экранизации отличаются страшно нелепым жизнеутверждающим финалом.

Говорухинские «Десять негритят» 1987 года останутся в истории как одна из первых адаптаций, которая полностью сохранила дух и развязку литературного первоисточника.

MAXIM рецензирует французский сериал по роману «10 негритят» Агаты Кристи

Снимая «Собаку Баскервилей», гораздо проще нести отсебятину и пришивать лепые и нелепые творческие решения: эта история далеко не герметична, происходит в двух эпохах да еще в большом селе, которое можно населить любыми психами по усмотрению автора.

А вот истории Агаты Кристи про экспресс и негритят совершенно герметичны и целиком завязаны на персонажах с конкретным местом действия. Хоть из кожи вон лезь — ну нельзя заменить тот же остров в «Десяти негритятах» даже на полуостров. Ибо герои в самого начала должны быть убеждены, что здесь они одни-одинешеньки, иначе это уже не детектив Кристи получится, а сериал Lost.

MAXIM рецензирует французский сериал по роману «10 негритят» Агаты Кристи

При просмотре нового французского сериала «Их было десять» (Ils ÉTaient Dix) тот же Lost невольно припоминается. Потому что действие происходит в наши гаджетозависимые времена, местность кишит ловушками, а сам остров с радостью перенесся на несколько тысяч километров южнее, чтобы быть ближе к пальмам, пескам и солнечному тропическому безделью.

Даже не верится, что в подобной обстановке кому-то захотелось всех убить. Это кем надо быть, чтобы уничтожать людей на пляжном отдыхе? Даже собака Баскервилей себе такого не позволяла!

Сама идея со считалочкой в политкорректное время тоже загнулась: никто теперь не бормочет куплеты про негритят или индейцев. А значит, умирать персонажи хоть и будут аккуратно по очереди, только как-то бессистемно, без смелых прогнозов, кто из них утонет, а кого придавит упавшим авиалайнером. Прямо «Пункт назначения» какой-то.

MAXIM рецензирует французский сериал по роману «10 негритят» Агаты Кристи

Из всего вышеизложенного ты, видимо, уже понял, что французы сняли сериал, который изрядно отошел от курса предшественников. И это точно не повод для жалоб: запиленная пластинка стала приедаться. Мы про ту пластинку, которая заводится в патефоне на торжественном ужине в каждой экранизации «Десяти негритят». Теперь вместо нее монитор.

(Если что, любителям старины добро пожаловать в английский мини-сериал «И никого не стало» 2015 года: вот там разгул медленной печали в полный рост на мерзком британском островишке. Хотя фанаты Кристи и ту постановку пинают за небогоугодный уход от канонов в мелочах и деталях.)

Трудно сказать, как подействует французский мини-сериал на древних адептов культа десяти негритят. А вот молодому или полумолодому зрителю такая адаптация точно требовалась, ибо их уже предсмертными рыданиями в викторианские платочки не пронять.

Да, мини-сериал неидеальный, но он хотя бы пытается быть современным. Под современностью мы подразумеваем именно настоящую современность, данную нам в ощущения, а не современность Стивена Моффата из недавнего «Дракулы», данная нам в тяжелых наркотиках.


Шестисерийный мини-сериал «Их было десять» с 15 июня 2020 года в российском онлайн-сервисе Wink. В главных ролях — Матильда Анна Ингрид, Лутс, Манон Азем, Романа Боренже, Нассим Си Ахмед. Режиссер — Паскаль Ложье («Страна призраков»).