Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

Маршрут повышенной опасности.

Фото №1 - Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

В истории отечественного общественного транспорта немало трагических эпизодов. Подтопление метро в Ленинграде в 1974-м, троллейбус, утонувший в Ереванском водохранилище в 1976-м. Одной из первых в цепочке трагедий, которые сложно было предусмотреть и предотвратить, стала гибель троллейбуса ЛК-5 ленинградского маршрута №2, случившаяся 26 декабря 1937 года.

В СССР троллейбус появился достаточно поздно, причем изначально он считался чисто московским изобретением. Главным лоббистом троллейбусного движения в столице был Никита Хрущев — заместитель Лазаря Кагановича, главного идеолога сталинского плана реконструкции Москвы.

Фото №2 - Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

Первый троллейбусный маршрут в Москве, открытый в 1933-м, связал Белорусский вокзал и Окружную железную дорогу (нынешнее пересечение Ленинградского шоссе и улицы Свободы). Сам же троллейбус назвали в честь главного на тот момент радетеля столицы, то есть в честь самого Кагановича — ЛК-1 («Лазарь Каганович Первый»).

Конструкция и компоновка ЛК-1 были далека от идеала. Построенный на базе автобуса Я-6, первый московский троллейбус был рассчитан на 36 сидячих мест с очень узким проходом между ними. Электромотор постоянного тока московского завода «Динамо» выдавал 60 кВт мощности (чуть больше 80 л.с.), что хватало для максималки в 59 км/ч.

Тесный проход между сиденьями отличительная черта троллейбусов серии ЛК
Тесный проход между сиденьями — отличительная черта троллейбусов серии ЛК

Водителю ЛК-1 сложно было позавидовать: ни печки, ни дворников, плюс слабая изоляция электрооборудования. Но за первым троллейбусом пошли его усовершенствованные версии: ЛК-2, ЛК-3, ЛК-4 и ЛК-5. Именно пятая модель, самая совершенная в семействе, и стала причиной трагедии в Ленинграде.

Кстати, в Северной столице троллейбус быстро полюбили. В отличие от привычного для ленинградцев трамвая новый вид общественного транспорта подкупал не только более высокой скоростью, но и куда большей плавностью хода. Можно сказать, троллейбус стал полуэлитарным видом общественного транспорта для Ленинграда. Не в последнюю очередь и потому, что проезд на нем стоил дороже, чем на трамвае.

Троллейбус ЛК-5 от предыдущих моделей серии легче всего опознать по смещенным вниз фарам
Троллейбус ЛК-5 от предыдущих моделей серии легче всего опознать по смещенным вниз фарам

Но недолгая история троллейбусов серии ЛК в Ленинграде закончилась 26 декабря 1937 года. Закончилась, увы, самым трагическим образом. На ЛК-5, шедшем по маршруту №2 от Финляндского вокзала, во время движения лопнула правая передняя покрышка.

Скорость, в принципе, была невысокой, и, возможно, все бы обошлось. Но подскользнувшись на утренней наледи, ЛК-5 потерял управление, пробил ограду набережной и рухнул прямо в Фонтанку. В холодной воде погибло 13 человек. 

Увы, этим список жертв злосчастного маршрута не ограничился. В тот же день в троллейбусном парке прошли задержания. Следствие по делу было недолгим. В результате за проявленную халатность, повлекшую гибель людей, главный инженер и начальник парка были приговорены к расстрелу.

Фото №3 - Забытая трагедия ленинградского троллейбуса №2

В расход, образно говоря, пустили и все работающие в Ленинграде троллейбусы серии ЛК. Конструкцию «Лазаря Кагановича» признали опасной (хотя шина может лопнуть абсолютно на любой технике), и уже через пару месяцев на улицах Северной столицы остались лишь более совершенные троллейбусы марки ЯТБ.

Комментарии

5
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
  • Вот так бы и сейчас. Давно бы хунта гнила в могиле.