Фото №1 - Почему у советских грузовиков такие странные колеса

Каждый, пусть раз в жизни, видел военный парад. Хотя бы и по телевизору. Некоторые, возможно, обращали внимание на любопытную особенность некоторых армейских грузовиков и бронетранспортеров. Речь о необычной конструкции колес. Взгляни, от центральной колесной ступицы к ободу идет какая-то непонятная железяка. Что это такое? Зачем?

Фото №2 - Почему у советских грузовиков такие странные колеса

На некоторых подготовленных к торжественному выходу машинах эту штуковину руками заботливых солдат и сержантов красили в контрастный белый цвет. При движении она красиво вращалась, чем-то напоминая блеск спиц литых дисков. Но красота в военной технике дело даже не десятое, а две тысячи двадцать второе. И, конечно, необычная по меркам легковых автомобилей конструкция колеса на ЗиЛах, «Уралах» и КАМАЗах появилась неспроста.

Фото №3 - Почему у советских грузовиков такие странные колеса

Итак, что же это такое? Объясняем. На самом деле это элемент системы центральной подкачки колес. Железная фиговина — по сути своей заглушка, которая защищает шланг подвода воздуха к клапан-ограничителю (проще говоря, ниппелю) покрышки. Централизованная система подкачки колес очень удобная штука. С ее помощью водитель может регулировать давление в шинах не выходя из кабины.

Слева внизу рычажок управления центральной подкачкой. Манометр (слева вверху) градуирован под разные типы дорожного покрытия: песок, грунт, снег. Что бы даже товарищ прапорщик разобрался что к чему
Слева внизу рычажок управления центральной подкачкой. Манометр (слева вверху) градуирован под разные типы дорожного покрытия: песок, грунт, снег. Чтобы даже товарищ прапорщик разобрался что к чему

Очень здорово, знаешь ли, помогает при движении по мягким грунтам. Сниженное давление в шинах увеличивает пятно контакта протектора с поверхностью, значительно повышая проходимость. Мощный центральный компрессор пригодится и в том случае, если колесо повреждено (например, вражеской пулей) и пропускает воздух. Достаточно включить подкачку на полную - и можно ехать дальше.

Из-за широкого набора практичных талантов центральную систему подкачки, изначально созданную для нужд военных, теперь активно используют и на сельскохозяйственной технике, и на внедорожных гонках.

Фото №4 - Почему у советских грузовиков такие странные колеса