Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»

200 лошадей плюс четыре поворотных колеса.

20 апреля 20204
Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»

Как нет в истории автомобильного дизайна персонажа более одиозного, чем Луиджи Колани, так невозможно представить более фантастическую и оторванную от реальности версию «Нивы», нежели «Лада-Горби». Разумеется, этот дизайнер и этот автомобиль тесно связаны друг с другом.

Несмотря на итальянское имя, Луиджи Колани родился в Германии в 1928 году. Его отец — гражданин Швейцарии с курдскими корнями, мать — из Польши. Вообще-то в свидетельстве о рождении Колани было записано совсем другое имя — Лутц. Позже он сам изменит запись в паспорте: дизайнеру в послевоенной Европе модно было считаться итальянцем.

Луиджи Колани рядом со своим горбатым детищем
Луиджи Колани рядом со своим горбатым детищем

Колани не ограничивал свои дизайнерские экзерсисы одними автомобилями. Он был абсолютно всеяден в творческом плане: лодки, шариковые ручки, фотоаппараты, кухонные гарнитуры и даже военная форма. Луиджи смело брался за все проекты, на которых можно было заработать. И не важно, деньги или репутацию — за одним все равно обычно следовало второе.

Именно жаждой хайпа можно объяснить и проект «Лада-Горби», появившийся в 1987-м. Вторая половина 80-х — это время, когда весь мир пристально следил за Советским Союзом и его последним руководителем — Михаилом Сергеевичем Горбачевым. И Колани не потребовалось много времени, чтобы сложить два и два…

Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»

Он взял за основу шасси самого успешного советского внедорожника — Lada Niva, создав из него фантастический аппарат — наполовину багги, наполовину спорткар, способный штурмовать песчаные дюны, не снижая скорости.

Название модели не только отсылка к прозвищу советского лидера (Горбачева в западной прессе в то время часто называли «Горби»), но и частичное описание конструкции. Футуристическая кабина, напоминающая кокпит самолета, действительно придает вездеходу сходству с горбуном.

Найди хоть что-то общее: серийная «Нива»…
Найди хоть что-то общее: серийная «Нива»…
…и не серийная «Лада-Горби»
…и не серийная «Лада-Горби»

На снимках хорошо видно, что элементы подвески действительно позаимствованы у серийной «Нивы», но салон с двумя полулежачими местами создан с нуля. Кроме того, для лучшей развесовки двигатель смещен в базу. Да и сам мотор на «Горби» другой. Вместо дохленькой 1,6-литровой вазовской «четверки» здесь стоит почти втрое более мощный 200-сильный агрегат. Плюс серьезные внедорожные шины, а также полноуправлямое шасси (поворачиваются не только передние, но и задние колеса) в довесок к полному приводу.

Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»

В 1987-м «Лада-Горби» вызвала живейший интерес как в СССР, так и во всем остальном мире. Не было ни одного серьезного автомобильного журнала, в котором не появилось бы фото безумной «Нивы». Никто даже не заикался о возможности серийного производства (слишком уж необычен был концепт), но Колани совсем не переживал на этот счет. Его цветущей дизайнерской империи хватило и очередной порции шума.

Самое удивительное, что и сегодня, спустя тридцать с лишним лет после дебюта, «Горби» по-прежнему выглядит свежо, интригующе и футуристично. Почти так же, как и на закате дней Советского Союза. Хороший дизайн действительно не стареет.

Lada Gorbi — история самой сумасшедшей «Нивы»
Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения