Ваш браузер устарел, поэтому сайт может отображаться некорректно. Обновите ваш браузер для повышения уровня безопасности, скорости и комфорта использования этого сайта.
Обновить браузер

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад

Всегда мечтал устроить пирушку со скандинавским богом Одином и примерить его шапку с рогами? А может, предпочитаешь расслабляющие ванны, наполненные скорпионами? Предлагаем варианты нескучной загробной жизни на любой вкус. Куда отправиться после смерти, решать тебе!

26 февраля 20232

Дуат

Древние египтяне верили, что душа умершего человека попадает в царство мертвых Дуат. Здесь, на пути к посмертному суду, умерший должен пройти через опасные испытания. Поэтому еще при жизни египтяне заучивали специальные заклинания, которые должны были помочь в загробном мире.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад
Бог с головой ибиса Тот, секретарь богов, представляет расплату Осирису, богу мертвых, загробной жизни и воскресения. Фрагмент свитка «Книги мертвых», период Птолемея (332–30 гг. до н.э.)

Если душа покойного справлялась со всеми испытаниями, она представала перед судом Осириса. Тогда на чашу весов клали сердце умершего, а в противовес ему — перо Маат, богини истины. Если сердце легче пера, то душа попадет в место вечного блаженства. А душу грешника отдавали на съедение пожирательнице Амат.


Вальхалла

Вальхалла — пристанище скандинавского бога Одина. Туда попадают погибшие в бою воины-эйнхерии. Чертог Одина украшают копья, мечи и щиты. Пятьсот сорок дверей ведут в Вальхаллу. Согласно легенде, с гибелью мира через эти двери выйдут 800 воинов, чтобы вступить в бой с чудовищами.

А пока все те, кто попал в Вальхаллу, вынуждены сражаться между собой, а затем вместе пировать. Они пьют медовое молоко козы Хейдрун и едят мясо ежедневно воскресающего вепря Сехримнира.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад
Сад Фрейи. Иллюстрация Германа Хендриха из оперы «Золото Рейна», части «Кольца нибелунгов» Рихарда Вагнера. Цветная литография, 1906 г.

Река Сандзу

Согласно японской буддийской традиции, мир живых от мира мертвых отделяет река Сандзу. Мертвец должен пересечь ее, уплатив за путешествие шесть монет. То, насколько тяжелой будет переправа, зависит от чистоты души покойного. Праведные люди перейдут ее по мосту, а грешникам придется плыть по реке, кишащей драконами. Те, кто в равной степени совершал при жизни добро и зло, будут шагать вброд.

На другом берегу реки души умерших поджидают демоны. И если ты грешник, да еще и остался по воле случая без одежды, то с тебя снимут кожу и еще пальцы переломают в качестве бонуса.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад

Ирий

Райский сад, в котором растет мировое дерево с молодильными плодами. Под ним живут души умерших славян. В Ирии птицы с неземными голосами поют дивные песни, здесь же растут невиданные растения. Именно отсюда в наш мир аисты приносят младенцев. Попасть в этот мир могут лишь души мертвых. От живых райский сад охраняет железный забор.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад
Райские птицы на картине «Сирин и Алканост. Песнь радости и печали» Виктора Васнецова.

Мбулу

На Фиджи верят, что умершие отправляются в обитель блаженных Мбулу. Она населена различными божествами и духами покойных. Если не терпится побывать там, то следует лишь слегка подразнить богов. Тогда путь в Мбулу обеспечен: тебя отправят туда, что называется, еще «живьем».

Диюй

В китайской мифологии ад — это многоуровневый лабиринт. В его камерах томятся грешники, искупающие свои похождения в подлунном мире. Таких уровней в аду Поднебесной восемнадцать. Они нужны, чтобы до смерти запытать души и без того уже мертвых нечестивцев. После так называемой повторной смерти все начинается заново.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад
Фреска, изображающая Диюй, традиционную китайскую концепцию ада. Сычуань, Китай, 1917 г.

Шибальба

Дословно переводится как «место страха». Так подземное царство называлось у майя. Как нетрудно догадаться, ничего хорошего в Шибальбе покойников не ждет. Первым делом им предложат перебраться через три реки: в первой — скорпионы, во второй — кровь, в третьей — гной.

Думаешь, что переплыть такое невозможно? Боги так не считают, ведь в конце концов тебя все равно усадят на раскаленную плиту. Но на этом веселье только начинается. Впереди — пытки темнотой, холодом, жаром, встреча с голодными ягуарами и острыми лезвиями ножей.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад

Вайкунтха

Не всегда в потустороннем мире людей ждут мучения. Последователи Вишну, например, если им удается выйти из бесконечного цикла перерождений, попадают в Вайкунтху — конечный пункт назначения души. Здесь ее ждет вечное блаженство и просто божественная компания. В Вайкунтхе нет места страданиям, старости и смерти. Законы материального мира тут не работают.

Загробные миры, которым позавидуют христианский рай и ад
Видение Вишну (Вайкунтха Даршана), конец XVII — начало XVIII века

Луа-о-Милу

Разбежавшись, прыгну со скалы… Именно так души умерших гавайцев попадают в Луа-о-Милу, землю мертвых. После этого покойники получают суперспособность: они могут наблюдать за живыми. А если им что-то не нравится, они вольны превратить живых в камень одним только взглядом. Но это еще не все плюшки: для усопших предусмотрена возможность вернуться на Землю.

Что выберешь?

Подписываясь на рассылку вы принимаете условия пользовательского соглашения