[9] «Voyage» (2021)
Дискография ABBA крайне легка для усвоения и понимания. Достаточно запомнить простую вещь: в ней девять пластинок, из которых две хиленькие, а все оставшиеся — отличные. Причем хиленькие расставлены по краям — это первый и последний диск.
Альбом-реюнион «Voyage» ждали всей планетой сорок лет. Как показала практика, ожидания явно того не стоили. Даже пессимисты оказались посрамлены. «Voyage» можно прослушать десять раз подряд — и уже на следующий день не вспомнить ни единой песни. Неслыханное достижение для шведского коллектива, который всегда славился ровно обратным: старые вещи оседают в голове мгновенно с первого прогона и гнездятся там до самого апокалипсиса.
[8] «Ring Ring» (1973)
Дебютник Бьорна, Бенни, Агнеты и Анни-Фрид необязательно считать скверной пластинкой. И уж точно не назвать ее скучной. Однако до стандартов ABBA работа недотягивает, да и в целом не ощущается как цельный альбом. Скорее, салат оливье из поп-песен, напоминающих сразу все в диапазоне от The Mamas & the Papas до Middle of the Road. Оскверняет картину и чрезмерное изобилие треков с мужицкими вокалами Бьорна и Бенни (скоро они оба осознают ошибку, и ABBA переключится в режим женского доминирования, и это пойдет на пользу). Из удачных моментов — суперхит «Ring Ring», хит помельче «Nina, Pretty Ballerina» и толковая баллада «Disillusion» — единственная вещь в каталоге группы, написанная Агнетой.
[7] «The Album» (1977)
Музыковеды полагают, что одной из центральных фишек шведского квартета являлась удивительная для поп-традиций способность смешивать в одной песне мажор с минором. От этого музыка казалась жизнерадостной и грустной одновременно. На самых первых записях этот эффект почти не заметен, а вот на таких дисках, как «The Album», идея раскачалась в полную силу. Гениальным изобретением начали потом пользоваться почти все шведские артисты вроде Secret Service или Roxette, а в девяностые под давлением шведской школы продюсеров и авторов-песенников эффект распространился на остальной мир и сейчас является стандартом.
Альбом 1977 года был настолько востребован еще до выхода, что фабрики просто физически не успевали напечатать тираж вовремя, поэтому кое-где премьеру пришлось задержать. Слабых и проходных треков не наблюдается, а козырные номера — «Eagle», «Take a Chance on Me» и «Thank You for the Music».
[6] «Waterloo» (1974)
Народ подсознательно считает ABBA диско-группой, а это не очень соответствует действительности. В диско-режим коллектив переключился лишь в 1979 году, а до этого момента имелись лишь отдельные номера, выдержанные в этом жанре. Альбом «Waterloo» и вовсе был записан в те времена, когда диско еще не существовало, однако здесь имеется прекраснейший фанковый трек «My Mama Said», который целиком и полностью вписывается в рамки диско. Это к вопросу о том, насколько ABBA пребывала на острие прогресса поп-музыки.
Второй альбом ABBA взрывается от позитива и отличных идей, пусть даже некоторые кажутся совсем примитивными — поп-музыке грамотный примитивизм всегда к лицу. Из ударных номеров — титан «Евровидения» «Waterloo», расслабляющий европоп «Hasta Mañana», а также танцевальные шлягеры «Dance (While the Music Still Goes On)» и «Honey, Honey».
[5] «Super Trouper» (1980)
Альбом, подаривший планете главный новогодний хит «Happy New Year». Именно новогодний, а не рождественский, от изобилия которых спрятаться некуда. Жанрово диск «Super Trouper» — мешанина из евродиско и поп-рока, самая выигрышная для ABBA смесь, с очень взрослыми, солидными шлягерами: «Super Trouper», «The Winner Takes It All», «Lay All Your Love on Me». Любая из этих четырех песен уже создала бы альбом-мегахит, а тут их с горкой насыпали, от всей щедрой души! Остальные песни на уровне. Единственный минус альбома — у него нет какого-то своего особенного настроения и саунда. Он играет как любой другой диск ABBA, в то время как все предыдущие пластинки звучали сугубо индивидуально, каждая предлагала свежую, непробованную фишку. Здесь такого не ждите.
[4 ] «The Visitors» (1981)
Наиболее печальный опус ABBA. Участники квартета успели развестись и возненавидеть друг друга, отсюда особая творческая атмосфера. Критики считают, что личностный кризис пошел альбому на пользу, и многие даже называют его лучшим в дискографии. Интересна и техническая сторона вопроса: «The Visitors» планировался как флагман новой индустрии шоу-бизнеса — цифровые компакт-диски. Альбом записан и сведен уникальным тогда цифровым методом и готовился к выпуску одновременно с презентацией CD-формата в Европе. На фабриках, однако, возникли задержки, и винил в итоге выкатили на полки магазинов раньше.
Сильная работа из числа тех, которые сейчас слушаются лучше, чем в момент выхода, когда весь мир уже подустал от ABBA. Основные хиты — «Head Over Heels», «When All Is Said and Done» и слезоточивая баллада «One of Us». На современных цифровых носителях «The Visitors» добивают би-сайдами и песнями, которые потенциально могли бы войти в следующий диск, но он так и не был выпущен: группа распалась. «The Day Before You Came» из их числа самая душевная.
[3] «Arrival» (1976)
«Arrival» не только кандидат на звание лучшего диска ABBA, но и однозначно самый определяющий, системообразующий опус. В нем воедино собрались все ключевые элементы, начиная с ударного диско-хита «Dancing Queen» (на сегодняшний день самая востребованная и узнаваемая песня группы) и заканчивая никому не известными, но при этом удивительно свежими экспериментальными номерами, как ретроджазовый «Why Did It Have to Be Me?». Перечислять остальное даже не будем, все волшебно с первого до последнего трека. На виниле еще не было фолк-сингла «Fernando», хотя теперь его принято считать частью альбома, а с ним пластинка и вовсе превращается в убийцу.
[2] «ABBA» (1975)
Это 36 минут тотальной и абсолютной радости. «ABBA» стал первым диском шведских менестрелей, выпущенным в СССР (в 1977 году), и поэтому его вклад в нашу популярную музыкальную культуру не поддается даже приблизительным замерам.
Мегахит «Mamma Mia» стал открытием не только для фанатов, но и для самой группы. Авторы очень мучились с этой песней, ибо припев никак не получался взрывным и красивым. После часов пыток измученный маэстро в начале припева выкрутил все крутилки на ноль, оставив лишь вокал… и неожиданно обнаружилось, что резкая тишина заводит круче грандиозного оркестра. С этим знанием ABBA пошла развиваться дальше семимильными шагами. В целом удивительно разнообразный альбом, практически каждая песня в своем стиле, особенно поражает почти арт-роковый инструментал «Intermezzo No. 1». Внезапно.
[1] «Voulez-Vous» (1979)
В 1979 году ABBA представляла собой хит-машину запредельной мощи, не имеющей аналогов в поп-музыке и по сей день. Только на одном диске пять официальных мегашлягеров: «Chiquitita», «Does Your Mother Know», «I Have a Dream», «Voulez-Vous» и «Angeleyes». Но на самом деле — аж семь, ибо имелись еще два неальбомных сингла колоссальной ценности: «Summer Night City» и «Gimme! Gimme! Gimme! (A Man After Midnight)». Их теперь включают в качестве бонус-треков.
Важно отметить также, что «Voulez-Vous» — первый настоящий диско-альбом в биографии квартета. Да и вообще самый дисковый — там все становится понятно уже со вступительного трека «As Good as New». Тем не менее, по воспоминаниям Бьорна и Бенни, пластинка рождалась в муках и творческих ступорах, именно поэтому ABBA в первый и последний раз пропустила год, не выпустив ни одного альбома в 1978-м.
Критики привычно поругивали ансамбль, чем они в общем-то заняты и по сей день. На карте мировой поп-культуры ABBA отмечается как трешевая аномалия из Европы, и музыковеды считают кощунством ставить ABBA рядом со своими привычными поп-идолами вроде Мадонны, Тейлор Свифт или Принса. Ровно по этой причине для воссоздания справедливости и праведного возмездия мы и написали сию статью.
Из выдающихся достижений ВИА ABBA мы просто обязаны упомянуть еще одно: они принадлежат к элитному списку групп, в которых не менялся состав. Никогда.