Ник Парк — один из самых именитых британских кинематографистов, хотя по скромному мужчине с вкрадчивым голосом этого не скажешь. Он получил четыре премии «Оскар» и пять премий BAFTA Award, в том числе — за короткометражный фильм 1995 года «Уоллес и Громит — 4: Выбрить наголо», в котором дебютировал Барашек Шон. Рисковый персонаж прославил Парка, «случайно» появившись на экране в компании Уоллеса, еще одного из легендарных героев Парка. И имя свое получил потому, что по сюжету был случайно пострижен.
«Он появился как-то сам собой, мы его придумали с соавтором сценария Бобом Бейкером, — вспоминает Парк день, когда родился Шон. — Мы просто писали очередную сцену, и как-то нужно было назвать персонажа, чтобы зрители могли его запомнить. Имя само на ум пришло, по созвучию (Shaun [Шон] и shorn [стриженый] произносятся почти одинаково. — Прим. ред.)».
«Много лет я думал: „А у Шона мог бы быть собственный сериал. Он гармонично смотрелся бы в любом формате. Он одновременно и крут, и мил“, — вспоминает Парк. — Но на большее меня не хватало. Потом Ричард Старзак из Aardman ухватился за эту идею и сделал ее более реальной. Он развил персонажа, добавил шуток, которых поначалу у Шона попросту не было. С того момента все и началось».
Сейчас у Шона пять самостоятельных сериалов и два полнометражных фильма, а это намного больше, чем создатель персонажа мог себе вообразить. И, похоже, Шон не собирается останавливаться на достигнутом…
Пока снимался фильм «Барашек Шон: Фермагеддон», вы работали над картиной «Дикие предки». Можно ли сказать, что ваше участие в работе над проектом было столь же незримо и неотъемлемо, как роль Йоды в «Звездных войнах»?
Можно сказать и так. Во время съемок «Диких предков» я постоянно встречался с людьми, которые работали над картиной «Барашек Шон: Фермагеддон». Они пили очень много кофе. Я постоянно слышал что-то вроде: «Инопланетяне и овцы». Мне рассказывали какие-то отрывки сюжета и интересовались моим мнением. Я очень благодарен и горд тем, что меня привлекли к работе.
Шону исполнилось 25 лет. Чем он вам приглянулся тогда, четверть века назад?
Такие вещи чувствуешь инстинктивно, но всякий раз удивляешься, если это сработает. Мне нравилось работать над его дизайном. В его образе было что-то умилительное — наверное, в очаровательном чубчике и выражении мордочки. Да, конечно, они примитивно просты. Он изначально задумывался как младший в отаре, как невинная жертва. Его постоянно нужно было спасать. Однако Шон доказывал, что и сам может быть героем. Скажем, он вызволял Уоллеса и Громита из-за решетки. И неожиданно это сработало.
Сюжет фильма был продиктован персонажем или наоборот?
Трудно сказать. Этот вопрос из разряда, что раньше появилось — яйцо или курица. Я делал наброски, когда писал сценарий, так что визуальный дизайн совершенствовался параллельно сюжету. Были, конечно, сложности. Учитывая незамысловатость внешности Шона, довольно трудно передавать его эмоции. Аниматоры отлично справились с этой задачей, управляя его бровями и ртом. Мы работали с одними из лучших специалистов покадровой анимации в мире. Если удается извлечь глубокий смысл из чего-то предельно простого, это похоже на волшебство. У Шона это получилось. Он смешной. Одна идея обычно цепляется за другую, хотя ты сам об этом, возможно, и не догадываешься. В фильмах много разнообразных деталей, таких как, скажем, рисунок на стене, которые оставляют зрителям подсказки. Например, в фильме «Уоллес и Громит: Великий выходной» (снят в 1989 году, за шесть лет до появления Барашка Шона. — Прим. ред.) на стене можно увидеть картину, в которой барашек прыгает через ограду. В фильме «Уоллес и Громит -2: Неправильные штаны» у Уоллеса на стене в стеклянном футляре висит огромный кабачок, как своеобразное чучело. Да и в полнометражном фильме «Уоллес и Громит: Проклятие кролика-оборотня» (был снят в 2005 году. — Прим. ред.) появлялись гигантские овощи. Все эти зачаточные идеи были в предыдущих фильмах, потому что эти мысли постоянно роятся у меня в голове.
Шона обожают во всем мире. Вас не удивляет, что он известен настолько широко?
Очень удивляет, радует и даже немножко тревожит. Когда вышел фильм «Уоллес и Громит — 4: Выбрить наголо», Шон неожиданно стал известным и начали появляться различные сопутствующие товары. Тогда группа Spice Girls была на пике своей популярности. Одна из солисток коллектива Эмма Бантон сфотографировалась с рюкзаком, на котором был изображен Шон, и продажи брендовых товаров просто зашкалили. Это помогло популяризации Шона. Несколько лет назад я смотрел по телевизору новости — рассказывали о Сирии. Там бомбили, пострадавших свозили в импровизированные госпитали… и тут в кадре появился мальчишка в майке с изображением Шона. Это было невероятно… Очень смешанные чувства, если честно.
Фильмы о Шоне практически немые, но очень добрые и нравятся зрителям всех возрастов. Он идеальный персонаж для нашего несовершенного мира, не правда ли?
Вы правы. Согласитесь, эти фильмы не стареют. Они понятны и детям, и взрослым, они с удовольствием смотрят картины вместе и вместе смеются. Я думаю, это наше великое достижение. Замечательно, что мы создали что-то, объединяющее людей. Ничто не помогает забыть о различиях лучше, чем смех. А Барашек Шон в своей замечательной манере напоминает нам, что все мы — люди. В историях о Шоне важно то, что персонажи смотрят на мир людей как бы со стороны, а зрители подглядывают вместе с ними. Я думаю, это очень интересно и даже пикантно. Шон не лишен недостатков, но при этом наивен и невинен. Я бы сказал, что он очень человечен. Его главный недостаток в том, что он не любит слепо кому-то подчиняться.
Что-то подсказывает, что вы сами похожи на Шона: не любите подчиняться правилам…
Наверное, так и есть. Я думаю, это важная составляющая творческой личности — найти способ бунтовать против того, что признано нормой. Как только чувствуешь, что от тебя чего-то ожидают, что слишком в чем-то замкнулся, нужно срочно и кардинально изменить направление и попытаться выйти из этого замкнутого круга. В этом плане я очень похож на Шона. Хотя, если быть до конца откровенным, я больше похож на Громита: я такой же интроверт и люблю все обдумывать.
Как началась ваша карьера?
Я вырос на мультфильмах. Я видел все анимационные фильмы Disney на большом экране и обожал смотреть мультики по телевизору. Наверное, я попал на крючок, когда во время просмотра очередного мультфильма, подумал: «О, а я так тоже могу!» По телевизору шли сериалы «Доктор Морф» и им подобные, над которыми к тому времени успешно работали Пит [Питер Лорд] и Дэйв [Дэвид Спрокстон]. Я тогда был всего лишь подростком. До этого я смотрел мультфильмы Боба Годфри. Наверное, тогда я и увлекся анимацией, поскольку графика было довольно-таки простой и совершенно понятной. Я видел в мультфильмах рисунки, сделанные черной ручкой и раскрашенные фломастерами. Картинки были очень яркими, но как бы незавершенными, не доведенными до совершенства. При этом мне очень нравился юмор в этих мультфильмах. Тогда я решил попробовать снимать собственные фильмы.
И с чего же вы начали?
С раннего детства я любил рисовать и увлекался моделированием. Я всегда легко загорался и был в достаточной степени амбициозным. Как-то я посмотрел документальный фильм о Уолте Диснее и увидел, что все началось с мышонка, которого Уолт нарисовал. Я подумал: «Я тоже хочу, чтобы о нарисованном мной персонаже узнал весь мир. Это будет моей целью в жизни!»
Поразительно, насколько целеустремленным вы были в детстве…
Да, наверное. У меня были персонажи, на которые я возлагал большие надежды. Я рисовал их на бейджиках и носил в школе. Однажды меня остановил учитель и велел снять, потому что это баловство, ребячество и все такое.
Интересно, что этот учитель сказал бы вам сейчас…
Действительно. Мне тоже интересно!
Гордитесь ли вы тем, что Шон стал кинозвездой мировой величины?
Я невероятно горд. Мне радостно видеть, каким стал мой герой и сколь долгий путь он прошел. Шон — звезда сериалов, звезда кино, его любят зрители. Слава, конечно, не может не радовать. Но куда приятней осознавать, что твоего героя знают и любят люди.
Премьера назначена на 23 января 2020 года.