Сразу же сообщаем занятный факт: абсолютным лидером советского проката стал вовсе не отечественный фильм. Не голливудский, не французский и даже не индийский, а мексиканская мелодрама «Есения» 1971 года, которую посмотрели 91,4 миллиона человек. Нет, мы ее не видели и даже не собираемся, боже упаси. А теперь переходим к главному.
Самые кассовые и посещаемые фильмы производства СССР
[10] «А зори здесь тихие…» (1973)
Удивительно, но кинокартины о боях Великой Отечественной редко становились лидерами проката в СССР. Экранизация повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» — феноменальное исключение.
Причины особого внимания очевидны даже людям, далеким от киноанализа: лента о молодых девушках, которые добровольно отправились на фронт в 1942 году, несла в себе особенные и неповторимые переживания. Иначе говоря, была не такой, как все. Итог: 66 миллионов зрителей еще до того, как фильм переселился на ТВ.
[9] «Новые приключения неуловимых» (1968)
Как это бывает нередко и в Голливуде, именно вторая часть трилогии о неуловимых стала наиболее популярной: 66,2 миллиона просмотров! Молодое энергичное подполье отправляется в город Ялту, чтобы максимально пакостить белогвардейцам. Удалое приключение, в котором, правда, пришлось пожертвовать одним из самых харизматичных героев, чтобы гражданская война не казалась игрушечной.
[8] «Щит и меч» (1968)
Атмосферная шпионская драма Владимира Басова ознаменовала также экранный дебют актера Олега Янковского. А выходила в прокат она занимательным образом. Были сняты четыре серии, из них две пошли на экраны в августе 1968 года, а финальные две — в сентябре.
Колоссальная цифра в 68,3 миллиона зрителей взята не из суммарных показов всех четырех серий, а лишь по итогам проката первого фильма. Поэтому «Щит и меч» в списке лидеров абсолютно честно и по праву. Каноническое произведение шпионского жанра.
[7] «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика» (1965)
Боевиков в СССР снимали немного, с фантастикой было туго, про ужасы вообще молчим. По этой самой причине надежнейшим кассовым жанром стала кинокомедия. Ими земля советская полнилась и наливалась. Альманах Гайдая уместил три эпизода: «Напарник», «Наваждение» и «Операция „Ы“». Комедия мгновенно была растащена на цитаты и не знать ее было попросту неприлично. Отсюда заслуженные 69,6 миллиона просмотров.
[6] «Экипаж» (1980)
«Мосфильм» вложился в аномально дорогой и сложный проект, пытаясь максимально точно скопировать все лучшее, подсмотренное в западных фильмах-катастрофах. И преуспел! Двухсерийное полотно Александра Митты не только собрало в кинозалах 71,1 миллиона зрителей, но и обеспечило их темами для разговоров и дискуссий на много лет вперед.
История про летчиков, спасающих лайнер с пассажирами из безнадежного, обреченного полета, так и осталась уникальной главой в советской культуре. Ибо ничего подобного в СССР больше не снимали и даже не пытались.
[5] «Свадьба в Малиновке» (1967)
Нет, это не предвестник «Горько!», а авантюрная музыкальная комедия про хитрость, любовь и потасовки на фоне Гражданской войны. Неиссякаемый источник цитат и фразочек, среди которых «Что ты молчишь, как рыба об лед?», «Чует мое сердце, что мы накануне грандиозного шухера». 74,6 миллиона зрителей и второй по кассе фильм 1967 года. Первый узнаете в следующем абзаце!
[4] «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Три года ушло у Гайдая, чтобы снять сиквел к приключениям Шурика и его верных врагов (Трус, Балбес, Бывалый). Зрители ждали чего-то прекрасного, конечно, но получили в итоге нечто ошеломительное. Канон, канон и еще раз канон советской комедии стянул в 1967 году в темные кинозалы 76,5 миллиона отдыхающих.
[3] «Бриллиантовая рука» (1969)
Опять комедия, снова Гайдай. Только еще с детективной интригой, ибо красной строкой проходит тема ловли контрабандистов, необходимо также вычислить их главаря. Абсолютно убийственное комбо пригнало в кинозалы зрителей в количестве 76,7 миллиона граждан. Из этого получается, что «Бриллиантовая рука» — самая популярная кинокомедия в СССР.
[2] «Москва слезам не верит» (1980)
На втором месте в истории советского кинопроката — кино без песен, без плясок, без погонь и расследований. Актуальная житейская история о судьбах женщин в современном мегаполисе. Московские слезы, трудности и радости поразили и зарубежного зрителя: картина заработала «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм». Посмотревших фильм в СССР на большом экране — 84,4 миллиона! Даже создатели картины не в состоянии были предугадать оглушительную славу.
[1] «Пираты XX века» (1980)
Обратите внимание, как много в данном списке кинокартин, которые вышли на экран в 1980 году. Отчасти повинна московская Олимпиада: страна готовилась к международному событию не только в спортзалах, но и на культурном фронте, чтобы произвести впечатление на гостей. Но это лишь отчасти — скорее всего, перед нами просто невероятная творческая и производственная удача.
Если «Экипаж» познакомил отечественного зрителя с жанром блокбастера-катастрофы, то «Пираты XX века» проделали еще более невыполнимую миссию — перенесли на советский экран карате- и кунг-фу-фильмы, докрутив перестрелками и взрывами. В центре повествования советские моряки, которым приходится дать бой современным пиратам. Бандиты покусились на груз и вообще отличились изрядным коварством и подлостью.
Киносеансы посетили рекордные для отечественной ленты 87,6 миллиона человек. Мальчики ходили по десять раз кряду, сей факт и объясняет столь мощные сборы. Единственный минус: из суперхитов советского проката «Пираты XX века» устарели к нашим дням наиболее.
Итак, годы проходят, но насколько помнит нынешний народ фильмы старины? Мы отвечаем на этот вопрос в статье Какая советская кинокомедия самая цитируемая народом.