
С самых первых кадров понятно, что относиться к «Великой» как к серьезному историческому кино себе дороже. И это я заявляю как историк, не только окончивший МГУ, но и защитивший диплом по 2-й половине XVIII века, то есть ровнехонько по периоду сериала. Но последнее, что нужно делать при просмотре «Великой», это потрясать учебником и кричать: «Да что вы врете! У мундиров этого полка было 27 пуговиц, а не 29!»
Похоже, главным русским национальным спортом в отсутствии Олимпиады становится спорт «обижаться». Причем, что удобно, обижаться можно во всех случаях: и если иностранцы сняли суперточный и выверенный сериал про наше прошлое, и если иностранцы сняли совершенно неточный и даже идиотический сериал про наше прошлое.
Первый случай — это конечно же «Чернобыль». Обидно, черт возьми, когда кто-то воздвигает блестящий памятник твоему трагическому опыту. Памятник, который ты воздвигнуть почему-то не в состоянии. Обижаемся.
Второй случай — это, конечно, «Смерть Сталина» и вот теперь «Великая». Как так, опорочить великую самобытную русскую историю! Даже мы, русские, себе такого не позволяем. Обижаемся.
Хотя, если отбросить привычку обижаться, можно получать огромное удовольствие и от «Чернобыля», и от «Смерти Сталина», и от «Великой».
А вот что нужно, так это расслабиться и относиться к «Великой» как к фантазии на тему эпохи, причем фантазии не вполне трезвого человека. Смотреть «Великую» лучше на английском; страшно представить, как у нас могли напереводить все эти fuck'и. Про «HUZZAH!!!» даже думать не хочется.
В общем и целом мне, напомню, историку, все нравится. Первая серия проседает — такое впечатление, что ни автор, ни режиссер еще не определились, в каком жанре снимают. Но начиная с третьей наклевывается хоть и абсурдный, но шедевр.
Совершенно не смущают многочисленные негры, индусы и прочие сильно не русские люди при русском дворе. Не смущают бесконечные крепкие словечки в речи героев. Смущает только то, что Петра III упорно называют сыном Петра I, а не внуком, но и это выглядит как плевок в сторону Википедии, а не истории.
Удивительное дело: сценарист Тони Макнамара — тот же, что и в «Фаворитке». Но «Фаворитка» снята, не побоюсь этого выражения, на сложных щах — видимо, благодаря режиссеру Йоргосу Лантимосу. Серьезный режиссер, который серьезно к себе относится и даже шутит с нахмуренными бровями.
А вот «Великая» такая дурная, такая разудалая и совершенно не боится быть глупой — ею несложно очароваться. Как пьяный студент, пришедший на экзамен по истории и рассказывающий, что Петр III сын Петра I. Да, за историю он больше неуда не получит. Но однозначно всех повеселит.