Казалось бы, не нужно объяснять, что для реставрации редких произведений искусства нужно обращаться к специалистам по реставрации, а не к сезонным рабочим и уж тем более не к тем, кто вызвался, потому что «а почему бы и нет».
Но многочисленные примеры неудачных реставраций из недавнего прошлого демонстрируют нежелание владельцев предметов искусства платить огромные деньги за профессиональную реставрацию и готовность скинуть реставрацию на плечи первого встречного. Так вышло и на этот раз.
Уверены, ведущий испанский живописец XVII века и глава севильской школы Бартоломе Эстебан Мурильо перевернулся бы в гробу, если бы увидел, во что в XXI веке превратили лицо его Девы Марии с полотна «Непорочное зачатие».
Тут нужно сделать ремарку: на самом деле за свою творческую жизнь Мурильо написал в районе дюжины «Непорочных зачатий», самое известное из которых, 1686 года создания, хранится в музее Прадо в Мадриде (есть и в Эрмитаже одно).
Пострадавшее же в наши дни «Непорочное зачатие» принадлежит некоему испанскому коллекционеру, который в объяснимом нам всем, но недопустимом в искусстве порыве сэкономить нанял подправить лицо Девы Марии не реставратора высокого класса, а обычного реставратора мебели.
Коллекционер заплатил мебельщику 1200 евро за две попытки реставрации: первую совсем неудачную и вторую… еще хуже. Продолжение истории ниже.
Это происшествие стало последней каплей в терпении обществ охраны памятников искусства Испании.
В
Думаем, мы вполне поняли настроение синьора Карреры. И полностью его поддерживаем! Пусть даже после принятия в Испании закона о запрете реставрации памятников искусства непрофессионалами мы и будем скучать по смешным вирусным реставрациям в Интернете…