Лучший российский фильм: «Кракен»
Мы решили засчитать самую первую попытку отечественного кинематографа побаловаться с кайдзю-жанром. То есть с похождениями хтонического монстра, которого будят где-то в далеких океанах, а он без соли и майонеза начинает жрать всё, на что наткнется. А чего не съест, то сокрушит. Не сказать, чтоб Александр Петров в роли капитана подводной лодки украсил фильм, однако точно не испортил, да и вообще плюсы перевешивают все минусы сей глубоководной ленты. Особенное спасибо, что перед нами не сказка: от «Бременских музыкантов» и «Алис в Стране чудес» ведь просто тошнит, как от океанской качки.
Лучший фильм для просмотра с дамой: «Дракула»
Любимец всех российских зрителей, кинорежиссер из города Парижа Люк Бессон, иногда нас подводит и откровенно халтурит… но не в этот раз. Легко, без затей и от души он окончательно превратил бытие трансильванского короля вампиров в романтическую трагедию, не пожертвовав ничем в угоду зрелищности, которой в хорроре навалом. Особая удача — Калеб Лэндри Джонс в титульной роли графа.
Лучшая экранизация Стивена Кинга: «Обезьяна»
У Стивена Кинга урожай в 2025 году заколосился невероятно богатый. Сериал «Оно: Добро пожаловать в Дерри», второе пришествие антиутопии «Бегущий человек», похожая по замыслу, но невыносимо утомительная «Долгая прогулка», плюс совсем далекая от хорроров фантастическая притча «Жизнь Чака». И на этом фоне мы выбираем фильм, который проскочил мимо публики незаметнее всего, а ведь именно «Обезьяна» — хардкорный тру-хоррор, каким мы всегда его хотим видеть — жесть, мрак и жирный-жирный слой черного юмора. Оз Перкинс (сын того самого Энтони Перкинса) изобретательно экранизировал крохотный рассказ о прòклятой игрушке.
Лучшая комедия: «Финикийская схема»
Если говорить о жанре, который переживает самый масштабный кризис на большом экране, то это безоговорочно кинокомедия. Юмористы переселились в сериальные ситкомы и мультики, а до кинотеатров доползают в основном или авторские высказывания в ироничном ключе, или ужасы с черным юмором и шок-контентом.
В свете вышесказанного отрадно, как мастер легкой иронии Уэс Андерсон отчаянно пытается держать марку. Последние годы юмор ему давался всё труднее, однако для «Финикийской схемы» он перетряс актерский состав, освежил свои музы и даже набросал нечто вроде сюжета. Получилась гармоничная картина о приключениях семьи экстравагантного магната. Чистая доза хорошего настроения.
Лучшая научная фантастика: «Хищник: Планета смерти»
В лапы мышиного короля — то есть компании Disney — попали аж две величайшие фантастические франшизы ужасов: «Чужой» и «Хищник». И прямо на наших глазах Disney пытается превратить их в семейное кино. Если сериал «Чужой: Земля» обернулся совершенно постыдным позорищем, то «Хищник: Планета смерти» вышел победителем из схватки со студийными продюсерами. Нам впервые показали охотничий быт Хищников изнутри, а заодно нашли веселую работенку для актрисы Эль Фаннинг, которую мы готовы наблюдать бесконечно в любом виде, даже без ног.
Лучший шпионский фильм: «Черный чемодан — двойная игра»
Последнюю том-крузовую «Миссия: Невыполнима» все засмеяли — кроме тех, кто заснул посреди просмотра. Сей факт оставил всех нас перед скудным выбором лучшей шпионской картины года, коей в итоге становится чутка странный, на грани артхауса «Черный чемодан — двойная игра» Стивена Содерберга. Если смириться со всеми содерберговскими выкрутасами, то получите крепкий и затягивающий триллер о поиске «крота» в спецслужбах.
Лучший полнометражный мультфильм: «Кей-поп-охотницы на демонов»
Мистическое кей-поп-трио Huntrix на вид няши-милаши, зато им по плечу самая опасная работенка в шоу-бизнесе — удерживать демонов на привязи, дабы не заполонили наш мир. Звучит как молодежный проходняк, и тем не менее «Кей-поп-охотницы на демонов» — нечто очень особенное и даже экспериментальное. Отважная попытка примирить масс-культуру тинейджеров со взрослыми бюджетами и большими амбициями. Когда даже Pixar утопает во вторичности, зритель невольно цепляется за свежие, невиданные зрелища, отсюда внезапный мировой успех и наше личное уважение.
Возвращение года: «Пункт назначения: Узы крови»
Идею перевозродить древнюю серию ужасов о борьбе подростков с самой смертью поначалу фанаты приняли в штыки. Ничем хорошим такое не кончается, к тому же в пятой серии от 2011 года легенда «Пункта назначения» была красиво закольцована. И тут внезапно и негаданно шестая серия собирает рекордную кассу, приводит в поросячий восторг и критиков, и фанатов. Иногда чудеса случаются, а рецепт проще простого: делайте фильм с душой, как для себя.
Лучший детектив: «Клуб убийств по четвергам»
Детектив экстремально олдскульный: троим исполнителям главных ролей в сумме примерно 250 лет (Хелен Миррен + Пирс Броснан + Бен Кингсли). Да и сама фабула соответствует: преступление расследует компания книгочеев, которая устраивает посиделки в доме престарелых. Вайбами отчасти напоминает «Убийства в одном здании», только совсем не похоже, и в Англии.
Лучший фильм ужасов: «Орудия»
Ужасы и триллеры — единственное, что по-настоящему удалось в этом году. Выбор воистину широченный до безграничности: куда ни ткнешь пальцем — прекрасный хоррор про демонов, смерть, призраков, колдуний, вампиров. В связи с этим выбрать «Орудия» было и очевидно, и непросто. Перед нами не идеальное творение кинематографа: в «Орудиях» запросто можно выискать сотню натяжек, сюжетных дыр и допущений. Зато не отнять смелость замысла, храбрую подачу и ядреную внутреннюю энергию. Рассказ о маленьком городке, где в один момент исчез целый школьный класс, затягивает и провоцирует на обсуждения. Таким и должен быть хоррор наших дней.
Лучшая драма: «Битва за битвой»
В большинстве мировых киносписков именно лента Пола Томаса Андерсона с Леонардо ДиКаприо в главной роли обозначена лучшим кинофильмом года. На наш взгляд, это больше говорит не о силе фильма, а о слабости конкурентов: фестивальные и оскаровские кандидаты в текущем сезоне крайне мутные, спорные а то и несмотрибельные. В лучшем случае — проходные.
«Битва за битвой» всё же фигура более масштабная, провокационное кино о современных революционерах и подпольщиках дает по мордасам и левым, и правым, и центристам. Никому не спрятаться — отсюда волны ненависти к киноленте. Однако поделимся маленьким секретом: если вы начнете смотреть фильм как ироничную комедию в стиле братьев Коэнов, он пойдет легко и без отторжения, а ближе к финалу с восторгом.
Фильм года: «Франкенштейн»
Ну а что еще? Ничего другого у нас для вас нет. Раз уж мы (и не только мы) считаем 2025-й годом хорроров, то пусть победа достанется грандиозной экранизации классики готического жанра. Да еще и снятой человеком, который не просто мыслит на этой волне, но живет в своем вымышленном готическом мире — мы про Гильермо дель Торо. Талмуд Мэри Шелли мексиканец обогатил легкой отсебятиной и собрал кулак из безупречных артистов на сложную миссию по воскрешению древнего чудища: Оскар Айзек, Миа Гот, Кристоф Вальц. Зрители сразу после просмотра пошли покупать книгу — чертовски хороший знак!
Достойны отдельного упоминания
«F1», «Грешники», «Зверополис 2», «Достать ножи: Воскрешение покойника», «Верни ее из мертвых», «Жизнь Чака», «Метод исключения», «Компаньон», «Диспетчер», «Второй акт», «Пойман с поличным», «Под прикрытием», «Бугония», «Голый пистолет», «Это — Spinal Tap 2: Конец продолжается».
